Scientific journal
Scientific Review. Fundamental and Applied Research

A PSYCHOLOGICAL TYPE OF THE NATION

Cherkesov B.A. 1 Loboda O.B. 2
1 Stavropol State Pedagogical Institute
2 MOU SOSH № 2
Based on the philosophic- psychological aspect the type of the nation the authors came to the conclusion , that the main point for a man is not his national dependence ,but his social activity as well as his political and moral believes Never mind how internal was the meaning of psychological factors in the development of national relationship the main role is played by economical , social and cultural needs of the nation . Authors underline the main factors under the influence of which the mental warhouse of the nation is formed . These are peculiarities of the historical past of the mankind, outstanding events ,which influenced greatly its moral life , wealthy conditions of working people ,the role played by classes in the historical fate of the country ,conditions of its economical and political development , natural conditions , which influenced though not so decisive , but significantly its mental warhouse , mental aspect of the nation The authors believe that all nations have many common features and qualities of the mental make-up, but depending on historical conditions, life circumstances, some features may appear more vividly, others less. But the basic, fundamental for all are the peculiarities of the labor efforts of this people, the characteristic moments associated with the conquest of nature, with types of economic activity, efficiency, enterprise, with labor traditions, the qualities of the people, connected with the defense of the Motherland from external enemies, military valor, heroism and courage, and also the qualities developed in the course of the struggle for social and national liberation, the characteristic features of hospitality, generosity in relation to neighboring peoples, the specificity of the manifestation of nationalities feelings, especially cultural and domestic traditions. In these qualities there are not only original, psychologically unique, but also universal traits that spiritually and emotionally bring peoples together, enrich their spiritual world.The article describes different points of view both by foreign and Russian authors about this problem. It is necessary to protect the healthy national relationship , customs and traditions , shyness in the appearance of the nationalism within the practice of the international relationship.
psychology
a psychological type
items
people
patriotism
traditions
character
internationalism
language
culture

Человечество прошло длинный и сложный путь восхождения от первобытнообщинного строя до современной цивилизации. На разных этапах истории в ходе социального прогресса создавались определенные общественные связи между людьми, возникали соответствующие формы их общности. Первобытнообщинный строй породил родоплеменную форму общности, рабство и феодализм – народности, капитализм – нации.

Родоплеменная общность сложилась на основе кровнородственных связей, характеризовалась общностью языка, хозяйственной жизни, общими чертами психологии, культуры и быта. Родоплеменная общность явилась прогрессом, оказала большое влияние на развитие первобытнообщинного строя.

Народность – это более широкая и прочная социально-этническая общность больших групп людей. Она характеризуется более устойчивыми хозяйственными связями, имеет общий язык, общую территорию, более развитое этническое самосознание, определенные черты психического склада, культуры, быта и традиций.

Нация – высшая и последняя форма этнической общности людей. Формирование нации означало закрепление характерных для нее черт психического склада. Создание широких экономических и культурных связей, развитие национальной культуры, усиление подвижности населения – все это способствовало закреплению общих черт психической реакции на явление национальной жизни, выработке общих привычек, обычаев, традиций, определенной системы духовных ценностей, приверженность к которым стала основой формирования национального самосознания.[1]

Главным признаком нации является её психический склад – как одна из важных сторон ее духовного облика. Если представить себе духовный облик нации в виде схемы, то в этой схеме можно выделить две стороны: идеологическую и психологическую. К идеологической стороне духовной жизни нации следует отнести литературу, искусство, науку, философию, религию и т.д., а к психологической стороне – психический склад, национальный характер, национальные чувства, привычки, обычаи, традиции. Между этими сторонами духовного облика нации существует диалектическое взаимопроникновение, взаимозависимость и взаимообусловленность. Во всем этом стержневое значение имеет национальный психический склад.

Другими словами, одна из этих сторон имеет относительно устойчивую, передаваемую из поколения в поколение, но обогащенную на каждом новом историческом этапе новым содержанием, и сравнительно более подвижную его сторону.

Устойчивая сторона национального психического склада обусловлена исторически сложившейся общностью нации, ее языка, традиций и т.д., а более подвижная сторона – деятельностью новых поколений, пришедших на смену старым и творящим свою историю в изменившихся социально-политических условиях.[2]

Какие существенные признаки и свойства содержит в себе национальный психический склад? Прежде всего, он является отражением в сознании людей своеобразных особенностей естественно-материальных условий жизни каждого народа.

Следует подчеркнуть, что большое влияние на формирование и развитие психического склада каждого народа оказывает его история, крупные исторические события, войны, революции, политические и общественные движения. Содержание психического склада наций обусловливается также целым комплексом духовных факторов, в частности, уровнем развития национальной культуры.

Психический склад нации корнями уходит в глубь истории каждого народа, а затем продолжает развиваться на протяжении всего периода существования нации, приобретая при этом новые качественные особенности. Психический  склад нации – категория общенациональная и в то же время классовая.

Характер взаимодействия национальной и классовой сторон в психическом складе является различным в зависимости от типа нации, а также этапа ее развития.

Следует отметить, что психический склад находит свое проявление в довольно широкой сфере: в формах поведения людей, их привычках, обычаях, некоторых традициях, в быту – и особенно ярко он проявляется в национальных особенностях культуры.

Из вышесказанного следует, что понятие «психический склад» очень емкое и трудно поддается краткому определению. Но, тем не менее, можно его определить как своеобразный духовный склад нации, являющийся отражением своеобразия естественноисторических, экономических, политических и культурных условий жизни нации. Психический склад нации – это своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые национальные черты, привычки и традиции, формирующиеся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического пути развития данной нации и проявления в специфике ее национальной культуры и быта. [3] Авторы считают, что изучение форм проявления психического склада нации и его специфики – предмет не только философии, но прежде всего искусства, литературы, психологии. Нужны совместные усилия представителей этих наук.

Все элементы национально-психического склада находятся в сложном, но закономерном взаимодействии, обладают колоссальной силой устойчивости и оказывают значительное воздействие на ход исторического развития.

Социально-психологическому исследованию нации большое внимание в свое время придавали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они не только признавали наличие национального характера каждой нации, но и раскрывали его особенности у отдельных народов. «Английский национальный характер, - писал Ф.Энгельс, - существенно отличен как от немецкого, так и от французского».

Большой интерес представляют их мысли о влиянии национального характера одного народа на национальный характер другого. Эмиграция ирландских рабочих в Англию, писал Ф.Энгельс, «прививает английскому рабочему классу страстный, живой темперамент ирландца», что общение между горячим ирландцем и рассудительным англичанином «может, в конечном счете, оказаться полезным для обоих». [4]

Нельзя отрывать национально-особенное от интернационально общего, как в культуре, так и в психическом складе нации. Нельзя односторонне подчеркивать отличительные черты в психическом складе нации и не видеть то общее в нем, что сближает их. Так, И.Е.Кравцев пишет, что «у каждого народа есть свой национальный характер. Для русских характерны широта и удаль, ясный ум, храбрость; для украинцев – мягкий юмор и добродушие. Прямота и радушие характеризуют белорусов, гордость и горячность – грузина, хладнокровие и прямодушие – латышей». [5]

Получается, что одни нации наделены одними чертами характера, а другие лишены их. Такая точка зрения имеет довольно широкое распространение. Нередко можно встретить в литературе суждение, что национальный характер американцев отличается деловитостью, немцев – аккуратностью, французов – юмором, русских – храбростью и т.д. Это искусственное разграничение. Сказать, что данный народ трудолюбив, храбр и т.д., еще вовсе не значит раскрыть специфику его духовного облика как психического склада. Всем народам свойственно трудолюбие, храбрость, любовь к родине, юмор и т.д. Нельзя народы делить на трудолюбивых и лентяев, храбрых и трусливых, веселых и хмурых.

Эти черты характера присущи всем народам, но проявляются у каждого из них своеобразно, так как своеобразны условия их жизни, быта, пройденного исторического пути. В силу этого у каждого народа своеобразна окраска чувств, эмоций, впечатлений, манера действия. Качество психического склада, свойства национального характера приобретаются на протяжении всей истории.

Некоторые из этих качеств не всегда проявляются с одинаковой силой. В зависимости от исторических условий, жизненных  обстоятельств одни черты могут проявляться более ярко, другие – менее.

Изучая психический склад нации, обычно перечисляют качества, определяемые как:

- особенности трудовых усилий данного народа, характерные моменты, связанные с покорением природы, с видами хозяйственной деятельности, с деловитостью, предприимчивостью, с трудовыми традициями;

- качества народа, связанные с защитой родины от внешних врагов, воинская доблесть, героизм и отвага, а также качества, выработанные в ходе борьбы за социальное и национальное освобождение;

- характерные черты гостеприимства, великодушие по отношению к соседним народам;

- эмоциональную сторону национального характера, привычек, юмор, специфику проявления национального чувства, особенности культурных и бытовых традиций. [6]

История показывает, что нет ни одного народа, который так или иначе не обладал бы перечисленными качествами национального характера.

У каждой нации национальные качества своеобразно аккумулирует в себе особенности ее истории. В силу этого национальный психический склад приобретает свое звучание, свое чувствование, свои специфические оттенки. В нем имеются не только самобытные, психологически неповторимые, но и общечеловеческие черты, которые духовно и эмоционально сближают народы друг с другом, обогащают их духовный мир. [7]

Существует множество факторов, под влиянием которых формируется психический склад нации. Основными факторами, на наш взгляд, являются следующие: во-первых, особенности исторического прошлого народа, значительные события, наложившие свою печать на его духовную жизнь. Во-вторых, материальные условия трудящихся, роль классов в исторической судьбе страны, условия ее экономического и политического развития. В-третьих, естественно-природные условия, которые оказывают хотя и не решающее, но существенное влияние на психический склад, на духовный облик нации. [8]

До середины XX столетия у многих советских историков и философов бытовало мнение, что психология может быть лишь классовой, но не национальной, что о национальной психологии, национальном характере, национальном сознании и национальном чувстве может говорить буржуазный идеолог, во всяком случае, не марксист. Это – глубоко ошибочное представление. Многие социальные психологи отрицали существование национальной психологии.

Поскольку существуют нации, сохраняются и специфические черты их национального характера: патриотизм, чувство национальной гордости, сохраняются их национальный язык и традиции.

Национальная психология включает в себя национальные чувства, привычки, обычаи, традиции, этническое самосознание. Все элементы национально-психического склада находятся в сложном, но закономерном взаимодействии, обладают колоссальной силой устойчивости и оказывают значительное воздействие на ход исторического развития. В связи с этим особо хотелось сказать о национальных чувствах. Это исторически сложившаяся, передающаяся из поколения в поколение устойчивая национальная эмоциональная реакция людей на явления и процессы национальной жизни. Национальные чувства – это не мимолетные «вспышки» в эмоциональной жизни, они носят устойчивый характер. В каждый данный момент национальные чувства направлены на определенный объект в материальной и духовной жизни нации.

Национальные чувства играют немаловажную роль в межнациональных отношениях, так как они представляют собой эмоциональные отношения людей к  своей национальной принадлежности, к своим национальным интересам, а также к другим нациям и их интересам. Они по своей психологической основе представляют собой комплекс чувств, представлений, чаяний, иногда – иллюзий. Такие чувства, как чувство патриотизма, чувство любви к своей нации, родной природе, языку, культуре, чувство уважения к другим нациям, чувство симпатии и антипатии, исторически сложилась в течение многих веков. [9]

По мнению многих исследователей, чувство патриотизма является одним из самых глубоких чувств, закрепленных тысячелетиями обособленных отечеств. Это чувство представляет собой комплекс любви, уважения, преданности Родине, это чувство национальной гордости за свой народ. Из поколения в поколение передается национальное чувство патриотизма. В процессе передачи национальные чувства совершенствуются, обогащаются эмоциональным содержанием. Каждому народу, большому и малому, свойственно чувство  патриотизма. Было бы неверно утверждать, что большая нация является носителем больших национальных чувств, а маленькая нация – маленьких национальных чувств. История показывает, что национальные чувства проявляются особенно именно у малых народов.[10]

Жизнь подтверждает, что национальные чувства ярче всего сохраняются в духовной культуре нации, в сфере искусства, языка, быта, обычаев и традиций.

Национальный характер каждого народа имеет очень много различных черт, среди которых много присущих не только данному, но и всем другим народам. Но эти общие черты психического склада нации в силу особенностей исторического пути ее развития, вследствие сложившихся веками традиций и обычаев проявляются специфически. Например, народы Кавказа живут почти в одинаковой природной среде, много общего имеется в их историческом развитии, они веками поддерживали взаимные связи, оказывали влияние друг на друга. В ряде случаев они даже живут смешанно, и все же, несмотря на все это, имеется различие в их национальном психическом складе, в их обычаях, привычках и традициях. Говоря об этих отличительных чертах, не следует забывать о том, что очень много общих черт в духовном облике и культуре этих народов. То же самое можно сказать о народах Средней Азии, Прибалтики, о народностях Сибири и Северного Кавказа.

В практике межнациональных отношений необходимо оберегать здоровые национальные чувства, национальные обычаи и традиции, но вместе с тем нельзя допускать робости в борьбе с проявлениями национализма. При этом необходимо помнить, что в национальных чувствах в эмоциональной форме аккумулировано все прошлое нации, что оно может легко обостряться в силу определенных обстоятельств.[10]

Следует помнить, что для человека главным является не его национальная принадлежность, а его социальная активность, политические и моральные убеждения. Как бы велико не было значение психологических факторов в развитии национальных отношений, главную роль в них играют экономические, социальные и культурные потребности нации.

На всех этапах развития человечества главными средствами управления психологическими факторами национальных отношений являлись социально-экономические и политические. В то же время на социально-экономические и политические факторы национальных отношений значительное влияние оказывают психологические.

Для современного этапа развития человечества характерно, что новые межнациональные отношения переплетаются с традициями прошлого каждого народа, что обусловливает своеобразие их национального психического склада. У каждого народа общие интернациональные черты национального характера выступают самобытно, национально. Общее в психическом складе не существует без национального. Подлинно национальные идеи одновременно являются и подлинно интернациональными.[11]

Иначе и быть не может, ибо каждый народ имеет свое историческое прошлое, свои традиции, складывающиеся веками, свой язык, свою культуру, свой психический склад. Всем этим обусловлена национальная специфика психического склада, своеобразие национальной культуры. Психический склад нации, как явление историческое, изменяется, приобретая новые качества, новые оттенки, новые формы проявления на каждом новом историческом этапе развития нации.