Научный журнал
Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВО ВРЕМЯ ЧИСТОПИСАНИЯ

Некрасова М.В. 1
1 Русская Математическая школа
Как связаны между собой уверенность в себе и чистописание в начальной школе? Есть ли что-то большее за прописыванием петелек, крючков и палочек? А как насчет формирования навыков рефлексии с помощью каллиграфии? Приём с обведением самой красивой буквы или элемента самим ребенком был предложен Шалвой Александровичем Амонашвили. В работе «Формирование обще учебных навыков и умений во время чистописания» приводится практический опыт выбора Королевы каллиграфии на уроках русского языка и математика в начальной школе во время чистописания. С помощью такого простого инструмента, как выбор Королевы каллиграфии ребенок получает возможность почувствовать свои ресурсы, приобретает навыки рефлексии, осознает свои возможности, учится самопринятию и формирует уверенность в своих силах. Границы применения этого приема можно расширить: на примере рассуждения, зачем необходимо писать не только правильно, но и красиво, учащийся уже в начальных классах начинает выявлять внутреннюю мотивацию. Таким образом, можно формировать осознанность при выполнении любых учебных действий. Синергия осознанности и внутренней мотивации дает позитивное отношению к учебно-воспитательному процессу.
чистописание
каллиграфия
уверенность в себе
навыки рефлексии
коучинг в образовании.
1. Ш. А. Амонашвили - Как живете, дети? [Текст]: кн. для учителя /. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 175с.
2. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.] /Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. – К.: Изд-во Companion Group. –2009. – 256 с.
3. Гульчевская, В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации [Текст]: Монография /В.Г.Гульчевская, Е.Е.Алимова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – 132 с
4. Ш. А. Амонашвили – Рука ведущая [Текст]: /. - М.: Свет, 2017. - 128с.
5. Хамери, Дэвид. Как помочь ребенку добиться успеха? [Текст]: [пер. с англ.] /Дэвид Хамери (Серия «Вы и ваш ребенок»). – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.

О пользе каллиграфического письма написано немало, и никого не нужно убеждать в полезности этого навыка и продуктивности самого процесса. Но многие ли дети любят «минутки чистописания»? И есть ли что-то большее за прописыванием петелек, крючков и палочек? Как насчет формирования навыков рефлексии и уверенности в собственных силах с помощью каллиграфии? С помощью такого простого инструмента, как выбор Королевы каллиграфии ребенок получает возможность почувствовать свои ресурсы, осознает свои возможности и учиться самопринятию. Границы применения этого приема можно расширить: на примере рассуждения, зачем необходимо писать не только правильно, но и красиво, учащийся уже в начальных классах начинает выявлять внутреннюю мотивацию. Таким образом, можно формировать осознанность при выполнении любых учебных действий. Синергия осознанности и внутренней мотивации дает позитивное отношению к учебно-воспитательному процессу.

Кто такая Королева каллиграфии? Это самая красивая, идеальная буква, цифра, слово или даже элемент. Приём с обведением самой красивой буквы или элемента самим ребенком был предложен Шалвой Александровичем Амонашвили [1].

Представьте себя членом жюри на конкурсе красоты (рис.1). Перед вами строчка значков. И вам нужно выбрать самый-самый. Проигравших нет. Есть победитель и все остальные.

Рис.1. Пример выбора Королевы каллиграфии

Коучинг базируется на пяти принципах Милтона Эриксона[2], которые в равной степени верны и для детей (рис.2) [3]. Со всеми все в порядке, каждый человек прекрасен, хорош и любим. Нет плохих и хороших учеников, не должно быть любимчиков и изгоев.

Каждый имеет все ресурсы для того, чтобы достичь действительно желаемого и быть счастливым и успешным. Необходимо и достаточно осознать свои намерения, чтобы определить шаги для достижения своих целей. Главное – поверить в себя и в то, что все возможно, если ты действительно этого хочешь.

Изменения неизбежны, каждый человек меняется в чем-то ежедневно. Если сегодня ты еще не знаешь буквы, то через неделю ты уже начинаешь складывать первые слоги и читать слова. Важно фиксировать свой прогресс, отмечать, что именно помогло в достижении результата и над чем еще надо поработать, чтобы идти к намеченным целям наиболее легко и эффективно.

Каждый из нас ежесекундно совершает выбор, и этот выбор - наилучший именно для нас конкретно в этот момент времени. Если сейчас я отказываюсь от какого-то направления, «сдаюсь» перед лицом обстоятельств, то это не проигрыш. Это значит, что сейчас я не готов к решению этого вопроса. А порой бывает, что задача решается именно в тот момент, когда мы перестаем биться в попытках ее решить. В этом постулате ключ к принятию и приятию своих поступков и действий окружающих тебя людей. И в дополнение к нему еще одно утверждение - каждый действует исходя из благих намерений, всегда.

Принимая за аксиому, что с каждым все хорошо, а изменения неизбежны, с помощью всего лишь выбора Королевы вы даете возможность ребенку почувствовать его ресурсы, которых вполне достаточно для достижения любой цели.

Рис.2. Звезда Милтона Эриксона

Спасибо огромное Шалве Александровичу Амонашвили за «Королеву». Использовала его прием с первых дней работы в школе и могу уверенно заявить – работает всегда и почерк без дополнительных усилий начинает улучшаться.

Начиная с первого класса, мы заводили отдельную тетрадь по каллиграфии. В какие-то годы работа в ней была обязательна, в какие-то - по желанию, но никогда не прекращалась. Потому что результат был, и он был очевиден.

Три строчки ежедневно, несмотря на холод и жару в голове. Иногда на тетради по каллиграфии клеились звездочки, и, получив пять звездочек, ученику выдавалась рабочая тетрадь в широкую линейку вместо узкой. Это делалось тогда, когда шел переход с одного формата тетради на другой. Чернила ощутимо горели на страницах в те дни.

Но здесь решается гораздо более важная задача, чем каллиграфическое письмо, – у ребенка снимается напряжение и страх ошибиться[4]. Потому что в этой работе ошибок быть не может. Ты можешь написать хорошо, очень хорошо и идеально. Обводя Королеву, ты как бы направляешь прожектор только на то, в чем ты уже мастер, уводя все остальное в тень, за кулисы. Ты ставишь себя на пьедестал, возлагаешь лавровый венок и вешаешь олимпийскую медаль своим навыкам. Ты уже не неудачник, не троечник, не неумеха – в чем-то ты уже профессионал.

И упаси Боже кому-то заявить, что во всей строке выделять нечего. Есть! Всегда есть! Пусть не целая буква, не вся цифра. Пусть это будет миллиметр линии, но он идеальный, а значит «да здравствует Королева!». Иногда экспертной рукой можно аккуратно подправить корону Королеве, и также осторожно еще раз объяснить ребенку критерии выбора на такую почетную должность. Только очень аккуратно и осторожно. Потому что на ваш «профессиональный» взгляд эта каракуля даже в посудомойки не годится. Для ребенка же, который корпел над этими зигзагами, это лучшее, что получилось на данный момент. Это его личная победа. И вы не имеете права лишать его этой победы, и превращать радость от достигнутого в руины!

Точно также, как мягко и ненавязчиво надо научить выделять лучшее. Бывало, что выделялось все подряд без разбора, или про Королеву просто забывали. Ребенок лишь с помощью выбора наилучшего элемента учиться анализировать проделанную работу, определяя то, что удалось, концентрируясь на плюсе, а не на минусах (которые всегда и везде можно отыскать – уж что-что, а критиковать себя нас учат с раннего детства). Навыки рефлексии с помощью Королевы? А почему бы и нет.

Для «отличников», у которых можно справедливо выделять все подряд, была своя «морковка» – по итогам полугодия лучшие из лучших получали «Золотое перо» (перьевая ручка с золотым напылением на пере) и документ (грамота), подтверждающая правообладание. Спасибо за эту идею потрясающему учителю начальных классов Фатьяновой Н.Г. Если же товарищ, получив награду, расслаблялся, то мозги вправлялись очень быстро – звание нужно не только заслужить, но и удержать. Ручку, конечно, никто отнимать не будет, ее можно себе и так купить, без корпения над буквами. Но с достигнутой высоты ты скатишься, а уже не будешь в числе чемпионов. Тренируйся, спортсмен, тренируйся. Да, а вы думали, что сплошь цветочки и лютики? Нет, ребята, сильнейшие пашут в разы усерднее, но выбор всегда за тобой – держаться и карабкаться еще выше или скатиться и начать подъем заново. И в том и в другом случае ты приобретешь бесценный опыт.

В начальной школе чистописание дается на уроках, на дом задают прописывать буквы. Первый класс – это вообще сплошная каллиграфия. И даже если в классе Королеву никто не выбирает, никто не мешает вам попросить ребенка пальчиком показать на самую красивую, элегантную, безупречную букву или цифру.

Ещё раз. Даже если ребенок покажет вам самую кривую мадемуазель, ни в коем случае не ахайте в ужасе «Да нет же! Вот эта гораздо красивее!». Прикусите себе язык прежде, чем захотите заявить что-либо подобное! И ужас в глазах отправьте по спине погулять, чтобы ребенок его не видел. Ваша реакция в этом случае следующая: «Да, хороша! Мне еще вот эта тоже нравится – смотри, какая у нее клюшечка ровная/петелька идеальная/линия прямая». То есть вы отмечаете в работе реальный, а не выдуманный результат. Найдите то, что действительно стОит похвалы, стОит того, чтобы водрузить корону. Дети всегда чувствуют лицемерие, и незаслуженная похвала разрушает самооценку не меньше, чем ее отсутствие.

С помощью этого простого приема можно нарабатывать силу намерения в достижении поставленных целей [5]. Как небольшая иллюстрация. После того, как в Банке профессий ребята «увидели» виды своей будущей деятельности и выбрали одну, наиболее предпочтительную, мы обсудили, на какие предметы особенно каждому следует обратить свое внимание и на чём можно концентрироваться на каждом конкретном уроке. После этой беседы ребенок, который раньше крайне наплевательски относился к чистописанию, стал усердно прописывать буквы, потому что аккуратность и красота ему, как будущему инженеру необходимы: «А то я создам что-то, и мне нужно будет понятно и красиво изложить людям, что это за изобретение. А как люди поймут, если будет непонятно?».

Как много меняется в действиях человека, когда он начинает осознавать личную заинтересованность, когда появляется личная мотивация и осознанность.

Сопровождая 7-летнего ребенка в выполнении домашнего задания в онлайн-режиме, мы по WhatsApp выбирали Королеву (рис.3). «Выбери на странице Королеву. Да, мне эта «а» тоже нравится. А еще ты потрясающе «У» в слове «туча» написала». И каждый раз, перед тем как ей начать прописывать очередную строчку, как мантра «Постарайся писать так, чтобы каждая буковка могла претендовать на звание Королевы. Ты можешь писать очень красиво и правильно». И вы знаете что? После второго такого занятия ребенок, до этого крайне негативно относившийся к работе в прописях, на вопрос в задании по окружающему миру «Кем ты хочешь работать, когда вырастишь?» заявил, что хочет стать учителем по русскому языку, чтобы писать красной ручкой ребятам слова-образцы для прописывания.

Рис.3. До и через пару недель.

И почти сразу ушла проблема с обводкой линий по несколько раз в целях добиться идеальных букв. Понятно, что когда обводится, стирается, опять обводится, то это грязь и жуть, и с этим безобразием ничего уже не поделаешь. Тогда в следующий раз буду обводить еще чаще и усерднее, чтобы все-таки идеал получился. Замкнутый круг, невроз, страх – тушите свет, гасите свечи. Но стоило отпустить этот процесс, потому что «я могу» и «у меня получится», как необходимость в обводке исчезла (рис.4). Потому что «со мной все ОК» и с моими буквами тоже. А неудачные дни у всех случаются, но даже в самый дождливый день есть проблеск солнечного света – чья-то улыбка, чье-то спасибо, мой добрый поступок. Так и в моей работе, какой бы кривой и грязной она ни была, я обязательно отыщу то, за что смогу расцеловать свои ладошки. А в следующий раз будет еще лучше, и королевское семейство будет плодиться и множиться. Вскоре «семёрка» сдалась на милость победителя и Королеву «тихонечко» подчеркнули.

Рис.4. До и через месяц.

Может быть, это голословно заявлять такие вещи, не подкрепляя их научными многолетними исследованиями, но уверена, что нахождение Королевы в общем массиве данных является одним из кирпичиков, на котором строится фундамент уверенности в себе и в собственных возможностях. Если ты раз за разом концентрируешься на том, что получилось, на том, что ты, оказывается, можешь «во как!», то незаметно в тебе прорастает росток ощущения, что ты можешь всё. Да, не все получится сразу и идеально, но что-то точно можно будет короновать.

И Королеву можно выбирать не только в прописях в начальной школе. Какое событие в сегодняшнем дне вы можете короновать? Какая мысль была сегодня поистине царской? Какой поступок вы совершили с императорской грацией? Что истинно королевское сегодня проявилось в том, кто рядом?

«Я думаю, каждый из нас в разные периоды жизни становится пешкой или слоном, конем или ладьей, королем или королевой. Можно все время быть пешкой, а можно попробовать стать королем» (Гай Ричи). А что выбираете вы – продолжать себя и дальше низводить до уровня пешки или каждый день шаг за шагом с королевским достоинством осуществлять восхождение на трон?


Библиографическая ссылка

Некрасова М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВО ВРЕМЯ ЧИСТОПИСАНИЯ // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 3.;
URL: http://scientificreview.ru/ru/article/view?id=37 (дата обращения: 15.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252