Научный журнал
Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

Леонидова Т.В. 1 Блохина Н.А. 2 Деговцова Т.В. 3
1 ФГБНУ ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса
2 МБОУ школа № 4 , г. Долгопрудный, Московская обл
3 ООО НИИ овощеводства защищенного грунта
Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Применение проектно-исследовательского метода является одним из самых эффективных форм работы в профориентации. Авторами рассматривается исследовательская деятельность как форма организации взаимодействия школы и семьи. Роль родителей в исследовательской работе ребенка огромна. Она заключается в мотивационной, информационной, организационной, технической поддержке. Приведены результаты опыта по сравнительной оценке различных сортов томатов, проведенным учеником школы на базе ООО НИИ овощеводства защищенного грунта. В ходе исследований родители помогали найти ребенку необходимые для этого средства и способы, знакомили с его с новым сортами томатов, технологией выращивания, помогали готовиться к защите презентации. Совместная исследовательская работа помогает реализовать семейные возможности, сблизится членам семьи, работая вместе с детьми, родители лучше понимают их проблемы, способности, восполняют дефицит общения. Согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, сопровождается положительными эмоциями и направленно на достижение согласия и желаемого результата в учебном процессе. Полученный в результате проведенной работы опыт позволит нашему ученику определиться с выбором будущей профессии.
профориентация
исследовательская деятельность
взаимодействие школы и родителей
1. Профориентация школьников [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://womanadvice.ru/proforientaciya-shkolnikov (дата обращения 05.05.2018).
2. Проблема профориентации старшеклассников [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-psihologii-problema-proforientacii-starsheklassnikov-485703.html ( дата обращения 10.05.2018).
3. Яскевич Е.И. Проектно-исследовательская деятельность как фома организации работы с родителями [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/12/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-forma (дата обращения 15.06.2018).
4. Семенова Н.Н. Организация взаимодействия с родителями в ходе учебно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/11/23/organizatsiya-vzaimodeystviya-s (дата обращения 18.06.2018).
5. Бекчурина С.В. Роль родителей в проектно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://открытыйурок.рф/статьи/665115/ (дата обращения 18.06.2018).

Введение .

Правильный выбор профессии школьниками является первым и наиболее значимым шагом на пути карьерного роста. Однако вопрос :как выбрать подходящую профессию школьнику, который еще не успел ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками той или иной сферы деятельности, является очень актуальным.

Настоящая профориентация начинается не там, где учитель рассказывает о различных профессиях, а там, где школьник может своими глазами увидеть трудовой процесс и познакомиться с результатами того или иного труда [1, 2].

Конечно, большую роль в самоопределении ребенка играют родители.

Помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Они могут оказать большую помощь школе в организации экскурсий, проведении производственной практики на предприятии и ознакомлении учащихся с особенностями различных профессий, организации исследовательской работы учащихся.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям [3].

В связи с внедрением новых образовательных стандартов исследовательская деятельность в школе стала одной из основных форм учебной деятельности школьников. Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности, помогает определиться с выбором профессии. Применение исследовательского метода в обучении способствует расширению знаний и умений в области выбранной специальности.

Совместная работа педагога, детей и родителей по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Проявление заинтересованности родителей исследовательской деятельностью ребенка - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении исследования [4].

Дети часто не знают, где и как работают их папы и мамы. И снова исследовательская деятельность, в которой должны принять непосредственное участие родители, помогает им решить данную проблему, намного больше узнать о своих мамах и папах, а родителям в свою очередь, сделать вывод, что нужно больше рассказывать о себе и о своей работе ребенку [5].

Работая вместе с детьми, родители больше времени проводят с ними. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектно-исследовательской деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, ашей работы их родителями.

Цель нашей работы: определить эффективность исследовательской деятельности как формы организации взаимодействия школы и семьи и провести опыты учеником школы на базе ООО НИИ овощеводства защищенного грунта по сравнительной оценки различных сортов томатов компании Гавриш.

Материалы и методы.

Наше знакомство с родителями нашего ученика началось с разговора учителя биологии с мамой, которая работает научным сотрудником в ООО НИИ овощеводства защищенного грунта, по поводу оказания помощи сыну в проведении исследований. Она с радостью согласилась. Сын помогал маме выполнять ее работу. Он принимал участие в закладке опыта: в посеве семян томатов, пикировке сеянцев, высаживании рассады, в подвязке растений и сборе урожая.

Для проведения исследований были выбраны различные сорта томаты, т.к. высокая продуктивность, широкое распространение, хорошие вкусовые качества и многообразие использования сделали томат одной из самых распространенных культур в нашей стране. Вырастить качественные и вкусные томаты в условиях умеренного климата - настоящее искусство. Более того, выбор имеющихся в продаже сортов этой культуры настолько велик, что в этом разнообразии можно и потеряться. Поэтому ученик нашей школы решил разобраться в многообразии сортов томатов и сравнить несколько сортов томатов агрофирмы «Гавриш» .

Опыт проводился в теплице селекционного центра «Павловская слобода» Истринского района с апреля по сентябрь 2017 года. «Павловская слобода» является опытным хозяйством агрофирмы «Гавриш» . Площадь селекционного центра составляет 2 га. На территории имеется 20 теплиц. Теплицы ангарного типа по 550 кв. м. В почву вносили на 1 кв. м 3-5 кг перегноя, минеральные удобрения: 70 г двойного суперфосфата, 30 г сульфата калия. Исследования проводили с индетерминантными среднеспелыми сортами томатов – Виагра, Монисто шоколадное, Монисто изумрудное, Золушка шоколадная, Баварские колбаски. Все исследуемые сорта имеют плоды коричневого цвета. Томаты выращивали рассадным способом. При выращивании рассады соблюдали рекомендуемые температурный и световой режим , сроки пикировки. Посев рассады проводился 8 апреля 2017 года . В теплицу рассада была высажена 10 мая.

Схема посадки – ленточная двухстрочная. Расстояние между растениями в ряду – 40 см, расстояние между рядами 50 см. Во время вегетации томаты подкармливали несколько раз : до завязывания плодов на первых соцветиях минеральными удобрениями брали в соотношении N:P:K - 1:5:1, при массовом наливе плодов –N:P:К -1:0,8:1, перед созреванием плодов – N:Р:К – 1:0,5:1,7. Подкормки проводили 1 раз в две недели.

Через две недели после высадки рассады растения опрыскивали от фитофторы препаратом Квадрис .Подвязка томатов проводилась шпагатом к шпалере (шпалерная подвязка).

Результаты исследований. В ходе исследований учеником сравнивались индетерминантные сорта томатов по урожайности, по форме плодов, количеству плодов в кисти, срокам созревания, высоте растений ( таблица ).

В результате исследований было установлено, плоды томатов сортов Монисто шоколадное и изумрудное (фото 1, 2) были массой 25-30 г., плоды томата сорта Виагра – 110 г (фото 3), плоды томата сорта Баварские колбаски – 30-35г (фото 4), плоды сорта Золушка шоколадная- 30г(фото 5). Форма плодов томатов сортов Монисто шоколадное и изумрудное - сливки, сорта Виагра - округлый, сорта Баварские колбаски - сливки, сорта Золушка шоколадная – сливки.

 

Таблица . Характеристика сортов томатов

Сорта

Высота растений, м

Срок созревания

Масса плодов, г

Форма плодов

Количество плодов в кисти, шт.

Урожайность

 

кг с кв. м

Монисто шоколадное

1,8

110-120

25-30

Мини

сливки

25-30

12

Монисто изумрудное

1,8

110-120

25-30

Мини

сливки

До 13

12-13

Виагра

До 1,7

110-112

110-115

округлые

5-6

13-15

Баварские колбаски

более 2

110-120

30-35

Вытянут.

сливки

10-12

11-12,4

Золушка шоколадная

более 2

110-112

30

сливки

6-8

8-12

 

Количество плодов в кисти у томатов сортов Монисто шоколадное было 25-30 шт., сорта Монисто изумрудное было до 13 шт., сорта Виагра – 5-6 шт, сорта Баварские колбаски – 10-12 шт., сорта Золушка шоколадная – 6-8 шт. Томаты сорта Монисто шоколадное отличаются от томатов сорта Монисто изумрудное количеством плодов в кисти и большим количеством кистей.

Все исследуемые сорта были одного срока созревания – 110-120 дней, однако томаты сорта Золушка шоколадная в условиях 2017 года созрели быстрее, чем другие сорта. Более высокорослыми были томаты сортов Баварские колбаски и Золушка шоколадная.

Монисто шоколадное

Фото 1. Монисто шоколадное.

Монисто изумрудное

Фото 2. Монисто изумрудное.

IMG_3200

Фото 3. Виагра.

Фото 4. Баварские колбаски. Фото 5. Золушка шоколадная .

 

Таким образом, в наших исследованиях сорта томатов Монисто шоколадное, Монисто изумрудное, Виагра, Баварские колбаски и Золушка шоколадная практически не отличались по высоте и срокам созревания. В большей степени сорта отличались по массе плодов, форме плодов, количеству плодов в кисти.

Какова же роль мамы в проведении исследований? Далеко не последняя, она заключалась в мотивационной, информационной, организационной, технической поддержке. В ходе исследований мама помогала найти сыну необходимые для этого средства и способы, знакомила его с новым сортами томатов, технологией выращивания, помогала готовиться к защите презентации. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Самым весомым аргументом в пользу привлечения к исследованиям собственного ребенка было заинтересованность в успешности сына.

Результаты исследований были представлены учеником нашей школы на различных конференциях, так на городской конференции проектных и исследовательских работ он стал призером, на VII Открытом межрегиональном экологическом фестивале «Древо жизни» - лауреатом II степени, XXV Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и на IV Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» - призером и был участником регионального учебно-методического семинара «Проектно-исследовательская деятельность как средство интеллектуального развития школьников». Надеемся, что полученный в результате проведенной работы опыт позволит нашему ученику определиться с выбором будущей профессии.

Заключение. Исследовательская работа, в которую вложен совместный труд школьника, родителей и учителя, усиливает взаимопонимание, взаимоуважение и взаимообогащение, и может стать интересным общим делом. Взрослые выступают активными координаторами, сопровождающими и направляющими гармоничное развитие творческих, самостоятельных и исследовательских умений ребенка. Совместная исследовательская работа помогает сблизится всем участникам исследовательского проекта, работая вместе с детьми, родители лучше понимают их проблемы, способности, восполняют дефицит общения.

Таким образом, совместная исследовательская деятельность играет большую роль в организации сотрудничества семьи и школы. Согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, сопровождается положительными эмоциями и направленно на достижение согласия и желаемого результата в учебном процессе. Полученный в результате проведенной работы опыт позволит нашему ученику определиться с выбором будущей профессии.


Библиографическая ссылка

Блохина Н.А., Леонидова Т.В., Деговцова Т.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ. // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 4.;
URL: http://scientificreview.ru/ru/article/view?id=42 (дата обращения: 15.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252