Научный журнал
Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования

УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ - ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗДОРОВЬЯ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОСТИ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Песоцкая Е.Н. 1 Белова Л.А. 1 Макарова Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Научный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
В статье анализируется положение медицины и её влияние на личность как управляемого фактора, формирующего мировоззрение и границы метафизического мира личности. Показана детерминация здоровья в аспекте социальных факторов, влияющей на онтологию субъекта, заболеваемость, социальную активность и качество жизни, её дополнение новыми факторами, связанными с развитием технико-технологической реальности — Hi-Hume, Hi-Tech-производственной среды, и их модуляцией в клиническое познание в аспекте физиологической сущности и социокультурной специфики феномена. Человек представлен как целостность с позиций субъектных онтологий, в которой культивирование физиологической самонедостаточности проистекает из приращения искусственной внутренней среды его организма. Стратегия безопасности здоровья человека предполагает участие и оценку рефлексивных механизмов личности в системе собственной саморегуляции и включенности индивида в саморегуляцию социоприродных и социотехнических объектов. Рассмотрено место философско-онтологического представления. о влиянии медицины как социально значимого фактора, меняющего здоровье и качество жизни личности. и трансформации индивидуальных механизмов саморегуляции физиологической активности человека Управляемые факторы названы особой группой факторов, системно детерминирующих здоровье человека и его риски начала ХХI в.
медицина
здравоохранение
здоровье
личность
социальные факторы
фактор риска
hi-hume
hi-tech
технологии
управляемые факторы
техногенная среда
экологический императив
ценности
саморегуляция
природа человека.
1. Хоружий С.А. Проблема постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии. // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте./ сост. отв. и науч. ред. С.С. Хоружего. - М. : Прогресс-традиция, 2010. - 929 с.
2. Бызгаев В.А. Управление экологическим риском и другие пути улучшения среды жизни и здоровья населения в Республике Мордовия. // Материалы XVIнаучно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. С.69-71.
3. Песоцкая Е.Н., Зорькина А.В., Белова Л.А., Теоретические основы интеграции медицины и философии. Монография. Саранск, МГУ им. Н.П. Огарёва, Тип. Рузаевский печатник, 2017. - 186 с.
4. Жукова Е.А. Высокие технологии под углом зрения экологии человека. // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 11 (152). Томск, 2014. С.199-225.
5. Мещерякова Т.В. Биоэтика на пересечении научного и вненаучного знания.// Вестник Томского гос.пед. Ун-та (NSPU Bulletein). 2011. 10 (112). - С. 216-221.
6. Сидоров В.Г. Философия всеединства в идеологии российского общества. // Социально-гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных трудов. Выпуск 23. - Краснодар: Издательство Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2018. -С.4-5.
7. Лепский В. Е. Седьмой социогуманитарный технологический уклад — адекватный ответ технологическим вызовам XXI века. // Философия в диалоге культур : материалы Всемир. дня философии. М. : Прогресс-Традиция, 2010. С. 1010–1021.
8. Моисеев В.И. О холистических образах РРРМ-персонализированной медицины. // Философские проблемы персонализированной биологической медицины. Вып. 9: стандартизация и персонализация: сборник статей. - М.: Навигатор, 2015. - С. 12-15.

Введение

Возрастание интереса к человеческой самости и индивидуальности в современном социуме связано с возрастанием внимания к проблемам его здоровья и управлению здоровьем. Аналитическое рассмотрение всех слагаемых здоровья – и факторов, влияющих на них, означает, что в практическом здравоохранении необходимо использовать мировоззренческий подход к решению настоящей проблемы. С позиции современной биомедицинской науки самостоятельным направлением становится исследование снижения факторов риска и минимизация воздействий разнообразных экофакторов, неблагоприятных по своему воздействию и усиливающих информационные риски здоровью.

Цель исследования

Теоретический метаанализ оснований минимизации воздействий факторов, неблагоприятных по своему воздействию и усиливающих информационные риски здоровью, потенциала традиции в связи с потребностью обогащения инструментальной базы медицины.

Материал и методы исследования

Мировоззренческий подход к решению проблемы оснований здоровья, междисциплинарный метод, рефлексия, аналитико-синтетический метод, описательный подход, синергетическая методология.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитием общества в процессе исторического развития движет целостная совокупность природных и социальных факторов-детерминант, которые обусловливают его саморазвитие на всех этапах существования Социальные движущие силы - суть сознательная деятельность людей; субъекты во всех существующих формах, а также субъекты деятельности во всех отношениях и взаимосвязях; уровень их активности. Природные движущие силы включают природные и экологические факторы, а также население. Природно-экологические факторы — как стихийные, так и сознательно управляемые - в становлении и развитии социума играют значительную роль. Предметом исследования авторов в данной работе являются управляемые факторы и их влияние на индивида.

Основная особенность факторов природного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека состоит в их независимости от субъективной человеческой воли. Человек может целенаправленно познавать и учитывать их при организации деятельности. В отличие от названных, факторы целенаправленного поддержания здоровья и дееспособности человека являются управляемыми. Они познаваемы и регулируемы. Потребность в их системном изучении связана с прогнозированием и управлением активностью.

Лечение как сложившаяся и действующая парадигма существования человека в современном социуме показывает место медицины, характер её воздействия на индивидуальность как управляемого и контролируемого фактора, который формирует мировоззрение и метафизические границы личности. Автором исследовано неоднозначное влияние медицины как социально значимого фактора, меняющего внутренний мир, здоровье и качество жизни личности [1].

Спецификой распространённых исследований социально-экономических аспектов здоровья и здравоохранения становится перемещение фокуса исследования на сферу взаимовлияния факторов качества жизни и здоровья. Прямая и обратная детерминация здоровья рассматривается вместе с детерминацией жизненных условий. У данной взаимосвязи существует взаиморегулирующая роль по отношению к компонентам здоровья и качеству жизни.

Также становятся актуальными исследования, оценивающие риск вероятности развития угрозы жизни или здоровью человека, либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленных воздействием различных факторов среды обитания. Благодаря анализу риска можно оценить уровни и характеристики риска, определить источники его возникновения со сравнительной оценкой видов и источников риска. Выявление факторов риска, доказательство их роли в нарушениях здоровья и установление зависимостей заболеваний от уровней воздействия является одной из фундаментальных задач его медико-экологической оценки. Это, в свою очередь позволит прогнозировать вероятность возникновения заболеваний и их медико-социальную значимость, а также устанавливать приоритетность мероприятий по управлению рисками [2].

Актуальна и параметрическая фиксация и оценка интегративных индексов, отражающих аспекты здоровья., которая связана с перспективами практического здравоохранения в аспекте управления здоровьем. Стратегической целью здравоохранения в данном случае становится устранение факторов, вредных для здоровья .

В последнее время развивается предметная область междисциплинарного характера - экология человека, изучает внутренний мир личности, его границы и взаимоотношения с экосредой в целом.

Возрастающий темп прогресса медицинских технологий ставит перед работниками данной сферы и социумом ряд проблем философского и морально-этического плана в связи с актуализацией темы экологической безопасности, эковлияния на метафизический мир личности отдельных сфер его собственной жизнедеятельности. Увлекшись технологическими аспектами развития медицины, расширением ее возможностей в отношении зарождения и прекращения жизни человека, медицинские специалисты в области генно-инженерных технологий, и представители ассоциированных с медициной специальностей - в большинстве предпочитают не углубляться в анализ отдалённых последствий собственной деятельности, а также в ее соотнесение с традиционными ценностями, положениями религий. Осмысление этико-философских моментов процесса носит человекомерный характер, и выступает онтологическим принципом организации охраны здоровья. Основания стратегии безопасности здоровья связанны с развитием сферы технологий и анализом её многоаспектного влияния на здоровье и жизнедеятельность людей.

Сущность влияния фактора медицины как управляемого в том, что он: 1) способствует развёртыванию физиологических систем резистентности к факторам среды, индивидуальной и видовой эволюции человека в случае лечения болезней биологического организма, одновременно провоцируя сопутствующие заболевания; 2) воздействует на комплекс механизмов прижизненной адаптации к внешней и «внутренней» средам. В динамике индивидуальной жизни это означает выбор парадигмы существования в рамках формируемой у личности зависимости собственно от типа лечебных воздействий. Поэтому, на наш взгляд, основанием ментальности врача должно стать системное представление о наиболее общих принципах существования социума и природы, приоритетность нравственных ценностей. Такие установки наряду с высокотехнологичной помощью являются исходными основаниями теоретического анализа представлений о здоровье и болезни. В современном социуме лечение как практическая составляющая модели присутствует в качестве парадигмальной составляющей индивидуального человеческого существования.

Собственно медицинское мировоззрение как когнитивная основа медицинского познания и основание стратегии безопасности здоровья, постоянно конституируется. Существуя как познавательное действие в форме теоретических схем и шаблонов в диагностике, настоящий процесс представляет собой познавательное (эпистемическое) действие.

Базовой составляющей процесса диагностики следует считать диагностическую систему. Данный теоретический конструкт в любой области медицинского познания представляет собой двухстороннее субстратное взаимодействие, где первичный этап начинает протекать в конкретно-истрических социальных условиях и в русле целостной медицинской традиции конкретного общества, медицины, в нём сформировавшейся, а второй этап непосредственно зависит от деятельности конкретных специалистов-профессионалов. Разомкнутость данного целого происходит из свойств природы социальных систем и на базе этих систем, а также включённости в них субъекта. Рефлексия современного Homo sapiens учитывает как ментальный характер социальных объектов, так и глубину его субъективного мира, который выступает связующим звеном первичного и вторичного этапов формирования диагностической системы.

Как отдельный объект познания виртуальная реальность трансформирует мировоззрение, общественную жизнь и здоровье человека, затрагивая всю систему рефлексий. Тем самым она занимает определённое пространство, в котором всегда присутствует особая локальность субъекта — его душа, тело, разум. Поэтому собственно познавательное действие в медицине и познавательный процесс в целом суть эпистемическое действие на базе синтезов в интеллекте, результирующая которых формирует макрометафизический контур исследования человеческих взаимодействий в диагностической и лечебной практике как познавательный аспект в изучении природы болезни. Качественный анализ специфики этих процессов, означает их системность, а проблемы, связанные с кризисом человеческого мира, приобретают статус витальных проблем.

Таким образом, сложившаяся медицина болезни развивается «вглубь» по отношению к субстрату своего исследования на пути культивации новых нозологических единиц . Она влияет на жизнедеятельность, работоспособность и активность через в зависимости от частоты осложнений, среди которых находятся целые классы заболеваний (в том числе, болезни века) [1]. Всё перечисленное суть инструментальное воздействие фактора на формирование и приращение искусственной внутренней среды человека и культивирование физиологической самонедостаточности его организма. Фактор трансформирует индивидуальные механизмы саморегуляции физиологической активности в активность социальную.

Теоретико-методологическое исследование детерминации индивидуального и общественного здоровья в аспекте социальных факторов, влияющей на заболеваемость, социальную активность и качество жизни [3, с.16] постоянно дополняется новыми факторами, тесно связанными с развитием технико-технологической реальности — Hi-Hume, Hi-Tech-производственной среды [4, с.199], влияющей на социальную фактуру, образ мысли, систему ценностей и мотивацию. Анализ влияний виртуальной реальности, видоизменяющей формы культуры, жизненный ритм и уклад, а через них и личность (её духовные основы и биосоциальную сущность) — суть анализ влияния постоянно действующих факторов особой искусственной природы (или бытия виртуального), в том числе манипулятивных по отношению к сознанию.

Как показано в ряде социально-философских работ начала столетия [4;5], Hi-Tech производство всё активнее функционирует как техногенная среда, влияющая на социокультурные системы и человека манипулятивным образом.

Hi-Tech — информационные, нано- и биотехнологии – как высокие социогуманитарные технологии, наделённые признаком нелинейности и неравновесности, демонстрируют незащищенность человека перед своими же собственными техническими творениями. Hi-Hume социогуманитарные технологии управления сознанием в Hi-Tech-производстве - рекламе, управлении персоналом и знаниями (и вне такового) формируют зависимость личности от технологического оснащения собственной деятельности по причине формирования её новых потребностей. Технологии одновременно играют разрушительную роль по отношению к техно- и наукоцентричным идеалам, провоцируя кризисы социальности по причине экзистенциальных кризисов в природе самого человека. Высокий уровень Hi-Hume технологий начинает носить черты разрушительности из-за навязывания личности эталонов жизни и внедрения её определённого образа, заданного технологически, а не посредством историко-культурной реальности. По причине подобного программирования постулаты экологического нравственного закона в отношении к окружающей социоприродной среде и внутренней среде самого человека становятся всё более востребованы.

Оценку экологической безопасности по отношению к обоим типам технологий следует проводить, исходя из «принципа предосторожности». На наш взляд, главной угрозой безопасного существования личности является недостаточность созидающей ролирефлексивных механизмов личности в системе «саморегуляции объектов биосферы и естественный балланс» [4, c.200], в том числе регуляции духовной, затрагивающей базовые архитепические основания личности с трансформацией человеческой природы в технико-технологический пул.

Применение вышеназванных оснований в контексте вопросов взаимодействия модернизации и традиций в России [6, с.4] актуально по отношению к формированию образцов духовного развития личности и социума. Стержневую роль в данном случае обретает традиция, реализующая социальный путь наследования опыта поколений через ценности, язык и культурные архетипы.

Постнеклассическое представление о здоровье складывается из трех слагаемых: смысла здоровья - что определяет ценность здоровья человека; его критериев — факторов, влияющих на здоровье; здоровьесберегающего поведения - поведения человека, направленного на укрепление, либо на подавление здоровья. В новейших описательных подходах к здоровью (феноменологическом, нормоцентрическом, кросс-культурном и холистическом) осевым началом познания здоровья как междисциплинарного феномена в

данном случае становится, на наш взгляд, мировоззрение человека.

Формирование самодостаточной исследовательской базы зависит от выбранного социогуманитарного технологического уклада, отражающего сущность человеческой природы и ориентацию медицинского познания и мышления на человекоцентризм [7]. В таком укладе ключевая роль в теоретико-методологическом обеспечении приращения познания принадлежит кибернетике саморазвивающихся рефлексивно-активных сред. Кроме того, уклад обеспечивает сохранение целостности метафизического мира индивида, экзистенциальных оснований и смысло-жизненных ценностей, наличие которых первостепенно в сохранении здоровья и построении понятного для него образа мира.

Человек представлен как «некоторая целостность в поле дефиниций различных онтологий человека, отражающих индивидуальное жизненное пространство. Последнее включает сферы внутреннего и внешнего миров в их взаимодополнительности в виде «инвариантных структур» [8, с.14], что означает объединение телесности физического, биологического, психического, социального и духовного уровней человеческой телесности, персональный центр которой начинается из субъективного переживания и постоянно трансформируется.

Актуальная онтологическая трансформация человека — есть процесс, последовавший за кибернетизацией социальной реальности, на которую указывает С. Хоружий при анализе меняющейся человеческой природы и её перспектив [1]. Происходит трансформация перцепций человека в зависимости от влияния антропо-технологических практик и трансформативного потенциала виртуальной среды на природу этого человека, с захватыванием технологиями определённой доли его активностей и способностей.

Следовательно, иная мерность бытия внедряется в элементы человеческой субстратности. Корреляции виртуального и социального пространства раскрывает синергетика, которая обращается к эффектам соцсетей в интернете, воспринимаемом как гипертекст и гиперобраз [авт.], к отождествлению пространства сознания с виртуальным пространством. Начиная с этапа восприятия меняются синнестезия, амплификация. Следовательно, приоритет экологичности и безопасности для человека и его здоровья как ценностей новейшего времени распространяется на требования как к самому социальному индивиду, так и к организации здравоохранения и бытия в свете внедрения высоких технологий.

Выводы

Таким образом, организация здравоохранения и профилактики здоровья на принципах человекомерности и человекоцентризма в медицине актуальна. В соотношении модернизации и традиционализма это становится условием, ценностью и базовой рекомендацией в обеспечении первичной экологической безопасности социального субъекта в условиях массовых эффектов, в том числе манипулятивных. Это носит практическое значение в профилактике эффектов, односторонне трансформирующих социальную реальность новейшего времени и онтос человека на принципах техноцентризма. Сохранение социальной активности личности зависит от конструктивной роли рефлексивных механизмов личности в системе собственной саморегуляции и включенности в саморегуляцию социоприродных и социотехнических объектов в ситуации существующих экзистенциальных угроз. Поэтому управляемые факторы можно назвать особой группой факторов, системно-детерминирующих здоровье человека и его риски начала ХХI столетия.


Библиографическая ссылка

Песоцкая Е.Н., Белова Л.А., Макарова Ю.А. УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ - ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗДОРОВЬЯ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОСТИ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. – 2019. – № 2.;
URL: http://scientificreview.ru/ru/article/view?id=62 (дата обращения: 20.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074