Введение. Учеными XXI столетия доказано, что к 2050 году население планеты Земля может увеличиться примерно на два миллиарда человек, что вызывает необходимость решения вопросов обеспечения продовольствием жителей земного шара. Во избежание глобального голода человечеству уже сейчас необходимо задуматься не только о том, как сохранить и развить сельскохозяйственную отрасль, грамотно и экологично переработать её отходы, но и воспитать у подрастающего поколения уважительное отношение и стремление заниматься профессиональной деятельностью в данной отрасли.
Материалы и методы исследования. В основе данного исследования лежит теоретический анализ феномена сельскохозяйственной профессии в аспекте изучения её понятия и сущности (Е.Н. Прощицкая,) [1], (Н. Г Волкова) [2]; классификационном аспекте (Д.А.Судаков, Ф.И. Кукин) [3], (П.О. Лукша К.Б Лукша) [4], (Б.Е. Маденов) [5], а также в аспекте эволюционирования сельскохозяйственных профессий, их уходя, трансформации, актуализации и т.д. (Д.А.Судаков, Ф.И. Кукин) [3], (П.О. Лукша К.Б Лукша) [4], (Б.Е.Маденов) [5] и другие.
В дополнение к методу теоретического анализа были использованы методы синтеза (при синтезировании результатов теоретического анализа), классификации (при систематизации видового разнообразия профессий), общения (получения выводов исследования) и др.
Приоритетной целью данной работы является проведение теоретико-исторического анализа феномена сельскохозяйственной профессии. Конкретизация данной цели видится нам в решении следующих задач: 1)изучение исторического аспекта развития феномена сельскохозяйственной профессии; 2)анализ понятия «сельскохозяйственная профессия»; 3)определение спектра сельскохозяйственных профессий, представленного тремя блоками профессий данного вида: устаревающими, трансформирующимися и актуализированными профессиями; 4)составление краткой характеристики выделенных блоков сельскохозяйственных профессий.
Изложение основного материала статьи. Эволюция содержания термина профессия, как показывают результаты анализа различных источников словарно-энциклопедической и справочной литературы, проходила на протяжении нескольких столетий. Необходимость возникновения изучаемого понятия возникла, когда начали появляться рыночные отношения, разделение труда, появилась также необходимость обмена товарами и продуктами. При этом люди становились и охотниками, и рыбаками, и земледельцами, и строителями, и гончарами, и знахарями и т.д. приобретенный ими опыт в той или иной сфере труда необходимо было передавать последующим поколениям. На этой почве возникли профессии [6; 7; 8; 9].
Сама дефиниция «профессия» пришла в русский язык в XVIII веке из французского языка, где «profession» означает «публичное заявление о своем роде занятий» [8].
Последовательность вхождения термина «профессия» в различные сферы научного знания в России представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Вхождение термина «профессия» в различные сферы научного знания в России
В контексте нашей работы «профессия» приобретает «сельскохозяйственную» окраску при слиянии с содержанием термина «сельское хозяйство», под которым в справочно-энциклопедической литературе понимается одна из главных отраслей материального производства, характеризующая агрокультур и разведение животных в целях получения продовольствия для людей и животных и сырья для промышленности [10]. В свою очередь, сельскохозяйственная профессия - вид профессии, в основе которой лежит деятельность по производству сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности, или же уже готовой продукции [11].
На современном этапе своего развития сельское хозяйство в Российской Федерации включает в себя две больших составляющих: животноводство, растениеводство (рис. 2.).
Рис. 2. Структура сельского хозяйства РФ
Для осуществления производства в данных отраслях требуются как высококвалифицированные специалисты, так и рабочие, способные выполнять большой объем работы, так или иначе реализующих различные виды сельхозпрофессий.
В настоящее время возникает необходимость задуматься о будущем сельскохозяйственных профессий. Современное состояние проблемы актуализации потенциала профессий данного рода показывает, что они не пользуются большой популярностью у молодежи. Однако, как показывают результаты исследований, названных выше ученых, в дальнейшем их престиж вырастет. Для этого есть ряд весомых аргументов: 1)технологизация сферы сельскохозяйственного труда. Технологические нововведения позволят эффективно обрабатывать площади, используя меньше рабочих рук, а усложнение отрасли изменит требования к качеству человеческого капитала; 2)использование сфере сельскохозяйственного труда потенциала персонала, обладающего системным мышлением, развитыми организаторскими способностями и знаниями в сфере ИТ и биотехнологий; 3)повышение уровня предпринимательских способностей фермеров, которые начнут мыслить, как инноваторы, готовые принимать новые технологические решения, повышающие эффективность их хозяйств. С этой целью необходимо создание максимально доступных данной категории людей профессионально-ориентированных организаций, центров повышения квалификации и профессионального мастерства, бюджетируемых государством; 4)внедрение тотального экологичного подхода в процесс организации и функционирования частных и государственных сельскохозяйственных кампаний и организаций, основанного на постепенной замене вредных удобрений, замене технологий производства на безопасные для окружающей среды, привлечение труда сельскохозяйственных роботов и «умных систем», постепенный переход на энергию солнца и ветра, применение хорошо проверенных способов сохранения окружающей природы (метод сохранения и развития окружающей природы сестер Бредли) [5].
Однако современное состояние природы и климата не оставляет много времени человеку на раздумья. На фоне появления глобальных изменений климата и отношения человека к сельскохозяйственному труду возникла необходимость скорейшей трансформации и актуализации устаревающих профессий. В свете сложившейся ситуации можно выделить три блока сельскохозяйственных профессий СХП): 1)блок устаревших СХП; 2)блок трансформирующиеся профессий СХП; 3)блок актуализируемых СХП (рисунки 3, 4, 5). Обобщив материалы ряда источников [3;4;5;12;13;14], мы составили перечень и краткую характеристику профессий каждого блока. Итак, краткая характеристика
сельскохозяйственных устаревших профессий представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Блок устаревших сельскохозяйственных профессий
Далее мы представили перечень и краткую характеристику трансформирующихся (преобразовывающихся, видоизменяющихся) сельскохозяйственных профессий, то есть, уже существующих, но меняющихся под влиянием различных факторов (некоторые сельхозпрофессии могут трансформироваться несколько раз). Например, профессия полевода и овощевода была актуализирована дважды в XX-веке – после Великой октябрьской социалистической революции и после Великой Отечественной войны, когда Российское государство необходимо было восстанавливать в сложных условиях, обеспечивая остро нуждающуюся страну продовольствием (рисунок 4)
Рисунок 4. Блок трансформирующихся сельскохозяйственных профессий
Наконец, третий блок сельскохозяйственных профессий представлен профессиями актуализируемого (обновляющегося по причине возникновения новых условий существования) характера (рисунок 5).
Рисунок 5. Блок актуализируемых сельскохозяйственных профессий
Из рисунков 3, 4, 5 видно, видно, что на фоне стремительного изменения современного мира, появления новых технологий, механизмов, станков и машин происходят изменения и в мире сельскохозяйственных профессий: часть из становятся менее востребованными, часть исчезает, часть трансформируются. И уже в условиях современности появляются новые - связанные с компьютерной техникой, более совершенными, «умными» машинами.
Основная причина исчезновения распространенных в прошлом сельхозяйственных профессий - развитие техники и облегчение ручного труд – также даёт человеку возможность больше не заниматься тяжелой физической работой.
Выводы. Таким образом, понятие «сельскохозяйственная профессия» можно рассматривать как вид профессии, основная деятельность которой направлена на производство сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности, или же уже готовой продукции.
Феномен сельскохозяйственной профессии формировался на протяжении нескольких столетий, взяв свое начало в XXVIII в. XXI веке окончательно утвердился как вид профессии указывавший род и характер трудовой деятельности, как источника её существования.
Классифицируя сельскохозяйственные профессии, в настоящее время можно уверенно выделить три большие группы, среди которых: устаревшие (пахарь, косарь, бондарь, плевальщик и др.), трансформирующиеся (полеводы и овощеводы, фермеры и рабочие по выращиванию различных плодовых культур, садоводы и рабочие плодопитомников, фермеры и рабочие мясного и молочного животноводства и мн.др.) и актуальные (сельскохозяйственный эколог, оператор автоматизированной сельхозтехники, сити-фермер, ГМО-агроном) профессии.