Scientific journal
Scientific Review. Fundamental and Applied Research

FORMATION OF SKILLS OF SAFE BEHAVIOR ON THE ROAD IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN: MAIN DIRECTIONS AND FORMATS

Sterkhova N.S. 1 Ionina A.V. 2 Pelevina U.V. 1
1 Shadrinsky State Pedagogical University
2 Municipal autonomous educational institution "Secondary school No. 94 of the city of Tyumen"
The article outlines the problem of forming the skills of safe behavior on the road in younger schoolchildren. The authors have proposed solutions to this problem in the formats of implementation of scheduled and extracurricular activities. Thus, within the framework of the scheduled activity, the possibilities of children studying material about traffic rules and the consequences of their non-compliance during the subjects "The world around us", "Technology", "Literary reading", etc. are considered. Special attention in the context of this work is paid to the circle work. The theoretical analysis has shown that the importance of circle activities aimed at studying the rules of safe and responsible behavior on the roads, their application in life situations for students is undoubtedly relevant. And, as a form of organization of extracurricular activities, circle work allows younger schoolchildren, along with the awareness of the need to apply the acquired knowledge in practice, to achieve high indicators in the formation of skills of safe behavior on the roads. To this end, the authors have proposed a list of activities of the circle work (MKR), developed their summary and identified opportunities corresponding to each event in solving the designated problem. The named list includes events of various formats that allow children to maintain interest in the development of traffic regulations, among them: interactive sessions, meetings with a traffic police inspector, thematic exercise games, role–playing games, simulation of situations on the road, excursions, etc. The results of the study can serve as a significant addition to the scientific and pedagogical ideas about ways to solve the problem of forming skills of safe behavior on the road in younger schoolchildren.
junior high school student
scheduled and extracurricular activities
traffic rules
formation of safe behavior skills on the road
familiarization of younger students with the rules of the road

Введение. Начало XXI столетия характеризуется интенсификацией развития многих областей науки и техники, что вызвано активным внедрением информационных технологий, автоматизацией и роботизацией жизнедеятельности человека. Влияние указанных факторов распространяется также на появление и развитие сложной системы дорожно-транспортного сообщения, усиление автотранспортных потоков, усложнение движения и перемещений всех участников данной системы. В связи с чем возрастают цифры, сигнализирующие о количествах дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортного травматизма. Сложившаяся ситуация требует своего скорейшего исправления.

И одним из путей исправления данной ситуации является грамотный выбор инструментов подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в системе дорожного движения уже в младшем школьном возрасте. Именно данный период обучения детей в школе является благоприятным для формирования культуры безопасного поведения, поскольку в это время закладываются основы стабильных знаний об основных понятиях, связанных с системой дорожного движения в целом и правилах дорожного движения, в частности. Вместе с тем, в обучении младших школьников основам безопасного поведения в системе дорожного движения существует ряд проблем, с которыми сталкивается современная начальная школа:

1)стремительное развитие общества, влекущее за собой постоянные изменения в законодательной системе, системе правил дорожного движения (ПДД), изменении ответственности за нарушения ПДД разными категориями участников дорожного движения;

2)отсутствие в школах специалистов, осуществляющих целенаправленную работу по формированию у обучающихся разных возрастов культуры безопасного поведения, поэтому данное направление работы также ложится на плечи учителей;

3)несовершенство педагогического инструментария, ориентированного на формирование у обучающихся основ в области безопасности дорожного движения и т.д.

Из сказанного вытекает, что перед современным учителем, с одной стороны, встает проблема развития готовности к осуществлению данного вида деятельности; с другой, отсутствие времени на длительное овладение данной трудовой функцией. Так как именно от его оперативного ориентирования в решении данной проблемы зависит сохранность здоровья и жизни младшего школьника, каждый день в активной или пассивной степени участвующего в дорожно-транспортом движении. Оптимальным способом решения указанной проблемы является использование возможностей урочной и внеурочной деятельности, имеющей огромное значение для ознакомления младших школьников с правилами дорожного движения.

Материалы и методы исследования. Грамотное использование педагогического инструментария, нацеленного на ознакомление детей младшего школьного возраста с правилами безопасного поведения на дороге – гарантия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечения сохранности здоровья и жизни подрастающего поколения.

Нельзя не отметить, что в последние десятилетия внимание отечественных специалистов к проблеме ознакомления детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения возрастает.

Учеными рассматриваются такие вопросы, как использование возможностей образовательного процесса в формировании навыков безопасного поведения школьников на дорогах и улицах (Р.А. Верещагин, А.И. Величко, А.Г. Ахромова) [1]; актуализация проблем воспитания безопасного поведения детей на дорогах (Т.С. Кузнецова) [2]; пути решения проблем профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (В.Г. Гучко) [3]; выявление наиболее часто встречающихся недостатков в обучении младших школьников ПДД и способах их нивелирования (Е.Ю. Кузминова) [4];. Согласно данным статистики, за период 2008-2014 гг. в Российской Федерации произошло более 64 тыс. дорожно-транспортных происшествий с участием детей, то к 2020 год показатели составили более 16 тыс. [5].

В связи с этим появляются исследования, тесным образом отображающие данные статистики детского дорожно-транспортного травматизма и предлагающие варианты и способы ее снижения, что подтверждают многочисленные труды специалистов, изданные за последние пять лет, среди них работы, посвященные разработке содержания мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения среди разных возрастов и категорий учащихся общеобразовательных школ (И.И.Кузнецова; В.И. Стогний, И.В. Еничева, Н.В.Сергеева; Е.Ю. Хамидулина, Е.А.Селянина и др.) [6; 7; 8].

Таким образом, необходимость проведения психолого-педагогических исследований, результаты которых обеспечат формирование научно-педагогического фонда, необходимого для эффективного ознакомления детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения только увеличивается.

Изложение основного материала статьи. Обучение безопасному, грамотному, ответственному поведению на автомобильных дорогах и улицах – важная составляющая программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных организациях.

Различные аспекты содержания обучения в данном направлении реализуются в урочное время с помощью игр, игровых заданий, анализа кейс-ситуаций, поучительных фрагментов из произведений художественной литературы, ряда заданий в рамках развития функциональной грамотности и т. д. [5]. Использование потенциала указанных методов обучения направлено на решение задач, реализуемых в трех направлениях:

1)формирование у младших школьников представлений, лежащих в основе безопасного поведения на дороге;

2)выработка навыков бдительной и адекватной оценки сложившейся обстановки на дороге и принятие оптимального решения в направлении и способе движения;

3)развитие способности предвидения потенциальной опасности в конкретной дорожно-транспортной ситуации и безопасного поведения, не позволяющего её создания.

Реализация основных задач обучения несовершеннолетних в образовательном процессе общеобразовательных организаций безопасному поведению на дорогах базируется на ряде принципов, среди которых:

- непрерывность и всеобщность обучения;

- придание статуса «обязательного» обучению безопасному поведению детей в дорожно-транспортной обстановке;

- последовательность и постепенность формирования планируемых результатов рассматриваемого процесса; доступность содержания материала, используемого в ходе реализации указанного процесса и т.д. (А.Ш. Мамедов) [9].

Опора на перечисленные принципы позволяет сделать неотъемлемой частью образовательного процесса обучение школьников безопасному поведению на дорогах, знакомя их с правилами дорожного движения как в урочной, так и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Основной массив информации, составляющий содержание указанного процесса в формате урочной деятельности, реализуется в ходе освоения младшими школьниками содержания курса «Окружающий мир» (где в яркой визуализированной форме представлена ознакомительная информация о своде правил дорожного движения, последствиях их нарушения и ответственности за те или иные нарушения).

Успешным освоение правил дорожного движения может стать и в ходе изучения детьми практико-ориентированного курса «Технология» (например, при создании макетов пешеходных переходов).

Отдельные воспитательные моменты, отображающее негативные последствия нарушений правил дорожного движения в доступной для детей форме присутствуют в изучении материалов предмета «Литературное чтение» и т.д.

При этом учителю начальных классов, осуществляющему процедуру формирования у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения на дорогах, важно обратить внимание на следующие моменты: 1)стараться не использовать уменьшительно-ласкательные выражения типа «светофорчики», «дорожка» и т.д., акцентирующих внимание детей на данных образах, с одной стороны и отвлекающих их внимание на аспекте безопасного поведения ребенка на проезжей части и искажающих реальную дорожную обстановку с учетом возникновения потенциально опасных ситуаций; 2)основные понятия ПДД излагать доступным образом, не допуская искажения смысла и обращая внимание на такие понятия, как «пешеходная дорожка», «пешеходный знак» и т.д. [6].

Существенным дополнением к арсеналу ресурсов, используемых в решении рассматриваемой нами проблемы, является потенциал внеурочной деятельности, дающей больший широкий спектр возможностей в расширении представлений младших школьников о правилах дорожного движения и формировании навыков их соблюдения. Одним из эффективных форматов внеурочной деятельности, ориентированных на ознакомлении младших школьников с правилами дорожного движения, является кружковая работа.

Кружок следует рассматривать как форму организации внеурочной деятельности, реализуемую в образовательном процессе общеобразовательной школы, основанную на добровольном посещении детьми предметного объединения, на котором они осваивают содержание различных видов познавательно-творческой деятельности, подчиненных единой цели - углубление и развитие планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2; 10; 11].

Использование разных видов кружковой работы в образовательном процессе начального образования также имеет большое значение. Согласно новому письму Министерства просвещения Российской Федерации, раскрывающему суть, модели, основные направления и формы организации внеурочной деятельности, подготовленному в соответствии с обновлённым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, становятся актуальными кружки: по спортивному ориентированию и туризму, различных видов творчества (художественного, технического, исполнительского, циркового, кулинарного, анимационного и т.д.), по скалолазанию, научно-исследовательские и т.д. [10].

Основными правилами организации работы названных видов кружков являются: 1)чередование разнообразных по форме, интенсивности, содержанию, предметной направленности и т.д. форм работы детей; 2)грамотное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы обучающихся; 3)рациональное распределение объема работы в кружке между участниками кружка; 4)профилактика и недопущение перегрузки учащихся; 5)организация работы детей таким образом, чтобы каждый ребенок смог ощутить личную ответственность и личный вклад; 6)установление позитивных взаимоотношений участников кружка, позволяющих формировать навыки эффективной деловой коммуникации и т.д. [12].

Учитывая результаты анализа ряда исследований [2; 6; 8; 11; 12], в таблице 1 мы представили сравнительную характеристику особенностей различных форм организации кружковой работы по ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения.

Таблица 1

Характеристика мероприятий кружковой работы (МКР) и их возможностей в формировании представлений младших школьников о правилах дорожного движения (ПДД)

МКР

Краткое содержание МКР

Возможность МКР в формировании представлений младший школьников о ПДД

Интерактивы

- МКР, в основе которого лежит непринужденное общение специалиста, транслирующего свои знания и опыт в сфере дорожно-транспортного движения, законов и правил её функционирования, специфике и ролях участников дорожного движения, фактах и примерах и т.д.

возможности: расширения представлений о системе ПДД, накопления опыта «насмотренности» и «наслушанности», формирования норм деловой коммуникации и др.

 

Встречи, беседы и инспектором ГИБДД

- МКР, при использовании которого большое значение отводится установкам на запоминание детьми информации, её неоднократное повторение (например, значимости различных светов светофора: зеленого – как безопасного и одновременно требующего проявления внимания, желтого – как предупреждающего и т.д.).

возможности: личного общения учащихся с законными представителями дорожно-транспортной сферы; формирования установок на запоминание сложно усваиваемой информации и др.

Тематические игры–упражнения

- МКР, предполагающее формирование у младших школьников умений и навыков безопасного поведения пешеходов и пассажиров младшими школьниками информации путем многократного повторения действий и их параллельного проговаривания.

возможности: формирование умений и навыков безопасного поведения детей как пешеходов и пассажиров в игровой непосредственной форме; своевременного устранения ошибок в действиях детей.

Ролевая игра

- МКР, в ходе которого учащиеся осваивают содержание рассматриваемого процесса в игровой форме в рамках той или иной роли, носящее эмоционально-образный характер.

возможности: усвоение умений и навыков безопасного поведения на дорогах через проигрывание ролей участников дорожного движения; прочное запоминание правил дорожного движения через игру.

Моделирование ситуаций на дороге

- МКР группового формата, выстроенное на обсуждении подготовленных сообщений о тех или иных ситуациях на дороге, сопровождающихся визуальным материалом.

возможности: развития самостоятельности, ответственности и дисциплинированности детей как участников дорожного движения.

Экскурсии

- МКР, организуемое в условиях дорожно-транспортной среды и обеспечивающего демонстрацию обучающимся ПДД в реальных условиях.

возможности: осознания значимости усвоенных знаний, умений, навыков, составляющих основу безопасного поведения на дороге.

Итак, в кружковой работе по изучению ПДД применяется множество форм, позволяющих заложить основы безопасного поведения младших школьников на дороге. В свою очередь, использование потенциала кружковой работы с целью формирования у детей данного возраста навыков безопасного поведения предоставляет педагогу широкий спектр возможностей в реализации данного направления деятельности.

Выводы. Таким образом, одним из условий реализации современного образовательного процесса становится подготовка ребенка уже в младшем школьном возрасте к грамотному участию в дорожно-транспортом движении. В этой связи, работа учителя, осуществляемая с целью формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах, реализуется в рамках урочной (в ходе освоения детьми содержания предметов «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение») и внеурочной деятельности, обладающей большим спектром возможностей в расширении представлений младших школьников о ПДД и формировании навыков их соблюдения.

В контексте нашего исследования отдельное внимание кружковой работе с обучающимися младших классов, в ходе которой педагог может организовать и реализовать мероприятия различных форматов, среди которых: интерактивы, встречи с сотрудниками ГИБДД, экскурсии, моделирование ситуаций на дороге и многие другие. Каждое из рассмотренных мероприятий обладает рядом возможностей в изучении детьми ПДД и формировании навыков безопасного поведения на дороге.