Введение. Начало XXI столетия характеризуется интенсификацией развития многих областей науки и техники, что вызвано активным внедрением информационных технологий, автоматизацией и роботизацией жизнедеятельности человека. Влияние указанных факторов распространяется также на появление и развитие сложной системы дорожно-транспортного сообщения, усиление автотранспортных потоков, усложнение движения и перемещений всех участников данной системы. В связи с чем возрастают цифры, сигнализирующие о количествах дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортного травматизма. Сложившаяся ситуация требует своего скорейшего исправления.
И одним из путей исправления данной ситуации является грамотный выбор инструментов подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в системе дорожного движения уже в младшем школьном возрасте. Именно данный период обучения детей в школе является благоприятным для формирования культуры безопасного поведения, поскольку в это время закладываются основы стабильных знаний об основных понятиях, связанных с системой дорожного движения в целом и правилах дорожного движения, в частности. Вместе с тем, в обучении младших школьников основам безопасного поведения в системе дорожного движения существует ряд проблем, с которыми сталкивается современная начальная школа:
1)стремительное развитие общества, влекущее за собой постоянные изменения в законодательной системе, системе правил дорожного движения (ПДД), изменении ответственности за нарушения ПДД разными категориями участников дорожного движения;
2)отсутствие в школах специалистов, осуществляющих целенаправленную работу по формированию у обучающихся разных возрастов культуры безопасного поведения, поэтому данное направление работы также ложится на плечи учителей;
3)несовершенство педагогического инструментария, ориентированного на формирование у обучающихся основ в области безопасности дорожного движения и т.д.
Из сказанного вытекает, что перед современным учителем, с одной стороны, встает проблема развития готовности к осуществлению данного вида деятельности; с другой, отсутствие времени на длительное овладение данной трудовой функцией. Так как именно от его оперативного ориентирования в решении данной проблемы зависит сохранность здоровья и жизни младшего школьника, каждый день в активной или пассивной степени участвующего в дорожно-транспортом движении. Оптимальным способом решения указанной проблемы является использование возможностей урочной и внеурочной деятельности, имеющей огромное значение для ознакомления младших школьников с правилами дорожного движения.
Материалы и методы исследования. Грамотное использование педагогического инструментария, нацеленного на ознакомление детей младшего школьного возраста с правилами безопасного поведения на дороге – гарантия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечения сохранности здоровья и жизни подрастающего поколения.
Нельзя не отметить, что в последние десятилетия внимание отечественных специалистов к проблеме ознакомления детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения возрастает.
Учеными рассматриваются такие вопросы, как использование возможностей образовательного процесса в формировании навыков безопасного поведения школьников на дорогах и улицах (Р.А. Верещагин, А.И. Величко, А.Г. Ахромова) [1]; актуализация проблем воспитания безопасного поведения детей на дорогах (Т.С. Кузнецова) [2]; пути решения проблем профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (В.Г. Гучко) [3]; выявление наиболее часто встречающихся недостатков в обучении младших школьников ПДД и способах их нивелирования (Е.Ю. Кузминова) [4];. Согласно данным статистики, за период 2008-2014 гг. в Российской Федерации произошло более 64 тыс. дорожно-транспортных происшествий с участием детей, то к 2020 год показатели составили более 16 тыс. [5].
В связи с этим появляются исследования, тесным образом отображающие данные статистики детского дорожно-транспортного травматизма и предлагающие варианты и способы ее снижения, что подтверждают многочисленные труды специалистов, изданные за последние пять лет, среди них работы, посвященные разработке содержания мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения среди разных возрастов и категорий учащихся общеобразовательных школ (И.И.Кузнецова; В.И. Стогний, И.В. Еничева, Н.В.Сергеева; Е.Ю. Хамидулина, Е.А.Селянина и др.) [6; 7; 8].
Таким образом, необходимость проведения психолого-педагогических исследований, результаты которых обеспечат формирование научно-педагогического фонда, необходимого для эффективного ознакомления детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения только увеличивается.
Изложение основного материала статьи. Обучение безопасному, грамотному, ответственному поведению на автомобильных дорогах и улицах – важная составляющая программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных организациях.
Различные аспекты содержания обучения в данном направлении реализуются в урочное время с помощью игр, игровых заданий, анализа кейс-ситуаций, поучительных фрагментов из произведений художественной литературы, ряда заданий в рамках развития функциональной грамотности и т. д. [5]. Использование потенциала указанных методов обучения направлено на решение задач, реализуемых в трех направлениях:
1)формирование у младших школьников представлений, лежащих в основе безопасного поведения на дороге;
2)выработка навыков бдительной и адекватной оценки сложившейся обстановки на дороге и принятие оптимального решения в направлении и способе движения;
3)развитие способности предвидения потенциальной опасности в конкретной дорожно-транспортной ситуации и безопасного поведения, не позволяющего её создания.
Реализация основных задач обучения несовершеннолетних в образовательном процессе общеобразовательных организаций безопасному поведению на дорогах базируется на ряде принципов, среди которых:
- непрерывность и всеобщность обучения;
- придание статуса «обязательного» обучению безопасному поведению детей в дорожно-транспортной обстановке;
- последовательность и постепенность формирования планируемых результатов рассматриваемого процесса; доступность содержания материала, используемого в ходе реализации указанного процесса и т.д. (А.Ш. Мамедов) [9].
Опора на перечисленные принципы позволяет сделать неотъемлемой частью образовательного процесса обучение школьников безопасному поведению на дорогах, знакомя их с правилами дорожного движения как в урочной, так и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Основной массив информации, составляющий содержание указанного процесса в формате урочной деятельности, реализуется в ходе освоения младшими школьниками содержания курса «Окружающий мир» (где в яркой визуализированной форме представлена ознакомительная информация о своде правил дорожного движения, последствиях их нарушения и ответственности за те или иные нарушения).
Успешным освоение правил дорожного движения может стать и в ходе изучения детьми практико-ориентированного курса «Технология» (например, при создании макетов пешеходных переходов).
Отдельные воспитательные моменты, отображающее негативные последствия нарушений правил дорожного движения в доступной для детей форме присутствуют в изучении материалов предмета «Литературное чтение» и т.д.
При этом учителю начальных классов, осуществляющему процедуру формирования у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения на дорогах, важно обратить внимание на следующие моменты: 1)стараться не использовать уменьшительно-ласкательные выражения типа «светофорчики», «дорожка» и т.д., акцентирующих внимание детей на данных образах, с одной стороны и отвлекающих их внимание на аспекте безопасного поведения ребенка на проезжей части и искажающих реальную дорожную обстановку с учетом возникновения потенциально опасных ситуаций; 2)основные понятия ПДД излагать доступным образом, не допуская искажения смысла и обращая внимание на такие понятия, как «пешеходная дорожка», «пешеходный знак» и т.д. [6].
Существенным дополнением к арсеналу ресурсов, используемых в решении рассматриваемой нами проблемы, является потенциал внеурочной деятельности, дающей больший широкий спектр возможностей в расширении представлений младших школьников о правилах дорожного движения и формировании навыков их соблюдения. Одним из эффективных форматов внеурочной деятельности, ориентированных на ознакомлении младших школьников с правилами дорожного движения, является кружковая работа.
Кружок следует рассматривать как форму организации внеурочной деятельности, реализуемую в образовательном процессе общеобразовательной школы, основанную на добровольном посещении детьми предметного объединения, на котором они осваивают содержание различных видов познавательно-творческой деятельности, подчиненных единой цели - углубление и развитие планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2; 10; 11].
Использование разных видов кружковой работы в образовательном процессе начального образования также имеет большое значение. Согласно новому письму Министерства просвещения Российской Федерации, раскрывающему суть, модели, основные направления и формы организации внеурочной деятельности, подготовленному в соответствии с обновлённым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, становятся актуальными кружки: по спортивному ориентированию и туризму, различных видов творчества (художественного, технического, исполнительского, циркового, кулинарного, анимационного и т.д.), по скалолазанию, научно-исследовательские и т.д. [10].
Основными правилами организации работы названных видов кружков являются: 1)чередование разнообразных по форме, интенсивности, содержанию, предметной направленности и т.д. форм работы детей; 2)грамотное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы обучающихся; 3)рациональное распределение объема работы в кружке между участниками кружка; 4)профилактика и недопущение перегрузки учащихся; 5)организация работы детей таким образом, чтобы каждый ребенок смог ощутить личную ответственность и личный вклад; 6)установление позитивных взаимоотношений участников кружка, позволяющих формировать навыки эффективной деловой коммуникации и т.д. [12].
Учитывая результаты анализа ряда исследований [2; 6; 8; 11; 12], в таблице 1 мы представили сравнительную характеристику особенностей различных форм организации кружковой работы по ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения.
Таблица 1
Характеристика мероприятий кружковой работы (МКР) и их возможностей в формировании представлений младших школьников о правилах дорожного движения (ПДД)
МКР |
Краткое содержание МКР |
Возможность МКР в формировании представлений младший школьников о ПДД |
Интерактивы |
- МКР, в основе которого лежит непринужденное общение специалиста, транслирующего свои знания и опыт в сфере дорожно-транспортного движения, законов и правил её функционирования, специфике и ролях участников дорожного движения, фактах и примерах и т.д. |
возможности: расширения представлений о системе ПДД, накопления опыта «насмотренности» и «наслушанности», формирования норм деловой коммуникации и др.
|
Встречи, беседы и инспектором ГИБДД |
- МКР, при использовании которого большое значение отводится установкам на запоминание детьми информации, её неоднократное повторение (например, значимости различных светов светофора: зеленого – как безопасного и одновременно требующего проявления внимания, желтого – как предупреждающего и т.д.). |
возможности: личного общения учащихся с законными представителями дорожно-транспортной сферы; формирования установок на запоминание сложно усваиваемой информации и др. |
Тематические игры–упражнения |
- МКР, предполагающее формирование у младших школьников умений и навыков безопасного поведения пешеходов и пассажиров младшими школьниками информации путем многократного повторения действий и их параллельного проговаривания. |
возможности: формирование умений и навыков безопасного поведения детей как пешеходов и пассажиров в игровой непосредственной форме; своевременного устранения ошибок в действиях детей. |
Ролевая игра |
- МКР, в ходе которого учащиеся осваивают содержание рассматриваемого процесса в игровой форме в рамках той или иной роли, носящее эмоционально-образный характер. |
возможности: усвоение умений и навыков безопасного поведения на дорогах через проигрывание ролей участников дорожного движения; прочное запоминание правил дорожного движения через игру. |
Моделирование ситуаций на дороге |
- МКР группового формата, выстроенное на обсуждении подготовленных сообщений о тех или иных ситуациях на дороге, сопровождающихся визуальным материалом. |
возможности: развития самостоятельности, ответственности и дисциплинированности детей как участников дорожного движения. |
Экскурсии |
- МКР, организуемое в условиях дорожно-транспортной среды и обеспечивающего демонстрацию обучающимся ПДД в реальных условиях. |
возможности: осознания значимости усвоенных знаний, умений, навыков, составляющих основу безопасного поведения на дороге. |
Итак, в кружковой работе по изучению ПДД применяется множество форм, позволяющих заложить основы безопасного поведения младших школьников на дороге. В свою очередь, использование потенциала кружковой работы с целью формирования у детей данного возраста навыков безопасного поведения предоставляет педагогу широкий спектр возможностей в реализации данного направления деятельности.
Выводы. Таким образом, одним из условий реализации современного образовательного процесса становится подготовка ребенка уже в младшем школьном возрасте к грамотному участию в дорожно-транспортом движении. В этой связи, работа учителя, осуществляемая с целью формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах, реализуется в рамках урочной (в ходе освоения детьми содержания предметов «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение») и внеурочной деятельности, обладающей большим спектром возможностей в расширении представлений младших школьников о ПДД и формировании навыков их соблюдения.
В контексте нашего исследования отдельное внимание кружковой работе с обучающимися младших классов, в ходе которой педагог может организовать и реализовать мероприятия различных форматов, среди которых: интерактивы, встречи с сотрудниками ГИБДД, экскурсии, моделирование ситуаций на дороге и многие другие. Каждое из рассмотренных мероприятий обладает рядом возможностей в изучении детьми ПДД и формировании навыков безопасного поведения на дороге.