Scientific journal
Scientific Review. Fundamental and Applied Research

COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL SERVICES AS MULTIPURPOSE BENEFIT IN REPRODUCTION ASPECT

Maksimov A.N. 1, 2 Maksimova S.I. 1 Yureva E.A. 1
1 Krasnoyarsk State Medical University n.a. Professor V.F.Voyno-Yasenetsky"
2 "Siberian Federal University" (SFU)
The competitiveness of educational services as a multi-functional good in the comparative aspect of the reproductive and structural-functional methods of evaluating the effectiveness of the formation, deployment, and use of the intellectual potential of the aggregate, corporate and regional employee is studied. The competitiveness of education services, considered in the scientific literature, found sufficient justification in the system of macro indicators, such as: the EEZ (Knowledge Economy Index), the share of the human factor in GDP, the accumulation of the intellectual potential of society. However, with a variety of research aspects of these problems, the directions of studying the processes of mutual agreement in the reproductive aspect of the mechanisms for the formation, development, deployment and use of intellectual potential are insufficiently presented. It is proposed to use organizational and managerial structures that unite the interests of: sectoral and, in most of the national reproduction, the education system, the interests of branch and regional specifics of the reproduction of intellectual potential. Criteria assessments chosen to manage these processes can be the degree of convergence of intellectualization levels of labor and intellectualization of labor, which is determined by the specificity of the reproduction of educational services as a multi-functional good.The multilevelness and multifunctionality of competitiveness of the educational benefits assumes creation of the mechanism reducing mistiming of reproduction of intellectual labor and work in the systems of reproduction of the higher school and business structures. Creation of the corresponding system of indicators of efficiency which at decrease in risks of a discrepancy of levels of intellectualization of labor and work, can promote formation of the mechanism of management socially – significant preferences and efficiency of technologies of employment and employment.
formations of the order
educational service
the consolidated processes
education system
tekhnologo-economic efficiency
intellectual potential of society
indexes of a konkurentosposbnost
the multipurpose benefit

Введение: Развитие рынка услуг образования прошло ряд этапов изучения и представлено в работах российских специалистов. Воспроизводственный аспект изучения данного рынка услуг, оказался представлен в меньшей степени, чем структурно-функциональный подход. Это не способствовало определению ряда аспектов конкурентоспособности данных услуг в концепциях человеческого капитала.

Конкурентоспособность образовательных услуг рассматривается в исследованиях Фалалеева А.Н., Таюрского А.И., Ферова И.С., Шафранова-Куцева Г.Ф., Артюхова И.П., Юрьевой Е.А. и др. характеризовалось рядом системообразующих признаков, способствующих определенной консолидации общества, условий для становления личности новых поколений. Эти составляющие конкурентоспособности образовательных услуг характеризуют, прежде всего, уровень общенациональных социально-экономических интересов совокупного работника, реализуемых в системе показателей: ИЭЗ (Индекс экономики знаний), доля человеческого фактора в ВВП, накопление интеллектуального потенциала общества [1].

Уровень конкурентоспособности образовательных услуг, востребованных бизнес-предпринимательскими структурами, формирующих заказ на специалистов через рынки труда ориентированный, прежде всего, на фактический состав работников по профессионально-квалификационным и отраслевым признакам.

Многоуровневость конкурентоспособности образовательных услуг опосредуется относительно самостоятельными ее характеристиками, определяемыми процессами воспроизводства народнохозяйственного уровня и уровня отдельных хозяйствующих субъектов.

Уровень хозяйствующих субъектов ориентирован на получение конкурентоспособных преимуществ от узкоспециализированных сотрудников, предлагаемых рынку труда рабочие силы на условиях фактических ставок оплаты труда и высокими отличиями в показателях интеллектуализации труда и интеллектуализации рабочей силы. Данная рассинхронизация динамики интеллектуализации рабочей силы и интеллектуализации труда приводит к различным оценкам профессионально-квалификационных, отраслевых и мотивационно-стимулирующих компонентов, сформированных в новой и переподготавливаемой рабочей силе, предлагаемых специалистами рынку труда, заказ на который формируется бизнесом.

Основу конкурентоспособности вузов составляют используемые информационно-образовательные технологии (структура предоставляемых услуг при традиционных методах, методах совмещающих традиционное и информационное обучение, преимущественно информационные технологии). Состав, структура кадрового потенциала, образовательные продукты, организационно-управленческий потенциал, являясь наиболее устойчивыми элементами конкурентоспособности при использовании воспроизводственного подхода, составляют компонент поддержания конкурентоспособности по консолидирующим составляющим.

Структурно-функциональные элементы конкурентоспособности отрасли образования, чаще всего, сводятся к  следующим признакам:

  1. Достижение комплекса целей деятельности образовательных организаций в соответствующей системе показателей, позволяющих достигать определенных рейтингов в отрасли и соответственно получить федеральное финансирование для собственного воспроизводства.
  2. Достижение оптимальных соотношений между ценностью образовательной услуги с точки зрения потребителя и затратами на ее создание, продвижение, предоставление.
  3. Степень превосходства услуг над аналогами (по нескольким группам конкурентных преимуществ, опосредующих уровни ее динамики) [2].

Воспроизводственный аспект конкурентоспособности услуг образования  определяет ряд новых направлений и финансово-экономических смыслов. Целью исследования становится специфика конкурентоспособности образовательных услуг как многофункционального блага, реализуемого в системе показателей, оптимизирующих динамику взаимопереходов интеллектуализации рабочей силы и труда в отраслевом и межотраслевом механизмах. Межотраслевая составляющая конкурентоспособности – это то, что определяется выравниванием отраслевых норм рентабельности при усреднении по различным видам отраслевых активов. В этом направлении оценка конкурентоспособности приобретает дополнительные воспроизводственные составляющие, определяемые этапами воспроизводства работника в его экономических, социальных составляющих [3].

Объект исследования: рынок образования и рынки труда как источники многофункциональных благ предоставляемых отраслью образования.

Предмет исследования: конкурентоспособные элементы многофункциональных образовательных благ при использовании технологических моделей второго и третьего этапов.

Выборка: при изучении использованы научные работы и методический опыт Фалалеева, Таюрского, Е.А. Юрьевой, Шафранова-Куцева, А. Пороховского и др. по определению социально-экономических элементов конкурентоспособности образовательных благ.

Воспроизводственный аспект учитывает относительно самостоятельное воспроизводство по направлениям, формам, этапам образовательной системы и системы бизнеса в разнообразии его форм, динамики, отраслевой специфики, фактической занятости населения.

Образовательные услуги в воспроизводственном аспекте приобретают признаки: многоуровневости, социально-экономической эффективности, особенностей отраслевого и общенационального регулирования, опосредующих внутриотраслевую и межотраслевую динамику интеллектуального потенциала.

В этом аспекте конкурентоспособность отраслевого уровня образования преломляется уровнями отраслевой динамики и статики иных отраслей. Для субъектов хозяйствования первоочередными являются рыночные индикаторы. Последние срабатывают по механизму отбора в условиях коммерческих, финансовых ограничений. Из всего интеллектуального потенциала работников выбирается тот компонент, который наиболее рентабелен, причем, чаще всего, в краткосрочном периоде деятельности организации. На выбор оказывают такие индикаторы как: номинальная, реальная ставки заработной платы, фактическая сбалансированность на рынках труда.

Этот рыночный заказ на услуги образования становится ориентиром для преодоления крайних оценок, чаще представляемых эффективностью собственно образовательных систем и систем коммерческо-финансовых организаций, ориентированных на собственные тактические и, для лидеров отрасли, стратегические цели.

Образовательные блага в воспроизводственном аспекте учитывают состав, структуру, динамику рынков товаров потребительского назначения, различные виды социальных услуг, определяющих воспроизводственные составляющие уровня и качества жизни, что определяет как внутри, так и внешне корпоративные аспекты воспроизводства человеческого капитала. Многофункциональность блага приобретает потенциальный элемент механизма управления динамикой социально значимых предпочтений. В исследованиях ряда составляющих человеческого капитала, обращается внимание на значение внешне организационных, региональных факторов, определяющих профессиональную динамику и устойчивость в регионах [4].

Это привносит элементы по формированию, развитию социально перспективных направлений стиля и образа жизни. Так же в этом аспекте определяется многофункциональность работника, входящего в инфраструктуры общества, способствующие накоплению и последующей реализации социальных составляющих человеческого капитала.

Образовательные услуги при регулярности их создания, передачи способны создавать предпосылки для возникновения эффектов замещения. Ряд социально-психологических компетенций, сформированных образованием, может способствовать формированию потребления социально перспективных благ и услуг, соответствующих социально перспективным стандартам. Эта составляющая интеллектуального потенциала приобретает перспективное направление и форму организационно-управленческой консолидации систем образования и бизнеса.

Тенденции и закономерности в составе работников региона тесно увязываются уровнем и динамикой предоставления образовательных услуг как многофункциональных благ [5]. Это позволяет выявлять профессионально-квалификационную и отраслевую составляющие в динамике интеллектуального потенциала.

Многоуровневость, многофункциональность при разнообразии финансирования предоставляет не только технолого-экономическую эффективность, что реализуется в разных формах производственного и непроизводственного проявления, но формах занятости, способах и технологиях трудоустройства и организации самозанятости.

Сформированные мотивации, входя и проявляясь в уровнях воспроизводства, опосредуемых бизнес предпринимательскими структурами, позволяют наиболее эффективно планировать карьеру сотрудникам, осуществлять контролинг группового и индивидуального роста. Этот уровень многофункционального образовательного блага приобретает воспроизводственные составляющие по схемам смешанного финансирования, с присутствием межотраслевого регулирования. В данном регулировании должны находиться среднесрочные процессы формирования запросов на специалистов при участии бизнеса, образовательной системы, государства [6]. Этот аспект многофункциональности образовательных услуг как содержания интеллектуального труда опосредуется динамикой экономических форм сочетания интересов системы образования, бизнеса и регулирующих эти «встраивания» государственными и регионально-территориальными структурами управления.

Многоаспектное предоставление услуг становятся одними из направлений конкурентоспособности образовательных услуг, продвигаемых вузами, способными быть востребованными как компоненты финансово-коммерческих благ фирмами, осуществляющими подбор, отбор и найм сотрудников в состав персонала.

Последнее становится необходимым условием при планировании карьеры сотрудников, а так же управления нематериальными активами предприятия. На данном уровне реализуется интеллектуальный потенциал, заложенный образованием, но реализуемый в формах иных отраслей, фактически применяющих рабочую силу, т.е. в управлении интеллектуальным трудом. Эта составляющая образовательной услуги пока не нашла должного решения в механизме распределения экономических эффектов от интеллектуальных составляющих потенциала работников.

Многоаспектность услуг использовала процессы углубления, что способствовало ее технологической эффективности, реализуемой в разных видах, формах предоставления образовательных процессов. Это направление конкурентоспособности образовательной услуги как многофункционального блага при использовании контактных и бесконтактных форм предоставления образовательных продуктов расширило рыночные составляющие, сегменты, усиливающие многофункциональность как финансирования системы образования, так и меж отраслевые механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала.  

Одна из тенденций многофункциональности это реализация профессионально-компетентностных подходов.

Однако образовательный компонент как основа интеллектуального потенциала работников, соответствующие компетенции часто не находили должной реализации. Востребованность всего объема образовательно-квалификационных компонентов, определяемых спросом бизнеса и предпринимательских структур, оказывалась недостаточной.

Бизнес структуры при оценке конкурентоспособности ориентированы на те компоненты потенциала работников, которые находят непосредственное применение в составе, структуре персонала предприятий, ориентированных на воспроизводственные процессы коммерческой эффективности.

По мнению А. Кулешова рабочих мест для «…высококвалифицированных специалистов, у нас не создано…» [7]. Фактически это позволяет выявлять разные составляющие интеллектуального потенциала работников, которые имеют народнохозяйственный уровень реализации и уровень эффективности хозяйствующих субъектов.

Дальнейшее развитие образовательных услуг требовало консолидации вузов и бизнеса, вузов, бизнеса и государства, что создало предпосылки и условия для этапа, получившего название ГЧП (Государственно-частное партнерство).

Комплексность услуг и специфика их предложения для среднесрочного и долгосрочного воспроизводства интеллектуального потенциала работников приобрела актуальность. Это требует управления встраиванием вузовской системы в формирование профессиональных предпочтений будущих работников, определяемых с привлечением предпринимательских структур, что должно дополняться встраиванием бизнеса и субъектов непосредственного получения образовательных услуг в технологии, процессы формирования образовательного потенциала будущих работников.

Иначе, конкурентоспособность образовательных услуг как многофункционального блага в воспроизводственных процессах ее становления, развития, модификации должна быть реализована в механизме страхования рисков неполучения соответствующих эффектов, как результатов получения многофункциональных благ, предоставляемых системой образования при непосредственном встраивании бизнеса и населения в соответствующие процессы и технологии образования.

Одним из перспективных сегментов многофункциональных услуг может стать устойчивый сегмент со сформированными предпочтениями. Методы и технологии этого этапа эффективны с учетом накоплений компетенций, находящих отдачу при снижении рисков несоответствий интересов уровней системы высшего образования и хозяйствующих субъектов.

Для реализации эффектов многофункциональных услуг с его динамикой предполагается создание организационно-управленческих структур и соответствующих механизмов управления ими.

Метод исследования: сравнительный анализ качественных и количественных составляющих воспроизводственного и структурно-функционального изучения.

Оценка эффектов образовательных услуг как многофункционального блага предоставляемого с учетом рисков предложена Максимовым [8,9].

Реализация данной методики позволяет при соответствующем информационно-аналитическом сопровождении использовать оценки уровня кооперирования, интеграции вузовской системы с системами предпринимательства и государственными структурами. Мониторинг динамики эффектов, эффективности от образовательного и интеллектуального потенциалов работников, от фактических предпочтений позволит определять перспективные технолого-экономические и организационно-управленческие формы взаимодополнения по составляющим элементам интеллектуального потенциалов работников.

Выводы: Анализ образовательных услуг как многофункционального блага, в создании которого участвуют системы образования, бизнеса, государства и непосредственные получатели услуг, возросло значение комплексности.

Многоуровневость, многоаспектность, многофункциональность формирования и продвижения конкурентоспособных образовательных услуг предполагает развитие перспективных мотивационно-стимулирующих составляющих у будущих и переподготавливаемых работников, способствующих накоплению нематериальных активов компаниями, а так же более эффективной адаптации работников в разнообразных видах, формах занятости и социально перспективных видах внепроизводственной деятельности.