Введение: Развитие рынка услуг образования прошло ряд этапов изучения и представлено в работах российских специалистов. Воспроизводственный аспект изучения данного рынка услуг, оказался представлен в меньшей степени, чем структурно-функциональный подход. Это не способствовало определению ряда аспектов конкурентоспособности данных услуг в концепциях человеческого капитала.
Конкурентоспособность образовательных услуг рассматривается в исследованиях Фалалеева А.Н., Таюрского А.И., Ферова И.С., Шафранова-Куцева Г.Ф., Артюхова И.П., Юрьевой Е.А. и др. характеризовалось рядом системообразующих признаков, способствующих определенной консолидации общества, условий для становления личности новых поколений. Эти составляющие конкурентоспособности образовательных услуг характеризуют, прежде всего, уровень общенациональных социально-экономических интересов совокупного работника, реализуемых в системе показателей: ИЭЗ (Индекс экономики знаний), доля человеческого фактора в ВВП, накопление интеллектуального потенциала общества [1].
Уровень конкурентоспособности образовательных услуг, востребованных бизнес-предпринимательскими структурами, формирующих заказ на специалистов через рынки труда ориентированный, прежде всего, на фактический состав работников по профессионально-квалификационным и отраслевым признакам.
Многоуровневость конкурентоспособности образовательных услуг опосредуется относительно самостоятельными ее характеристиками, определяемыми процессами воспроизводства народнохозяйственного уровня и уровня отдельных хозяйствующих субъектов.
Уровень хозяйствующих субъектов ориентирован на получение конкурентоспособных преимуществ от узкоспециализированных сотрудников, предлагаемых рынку труда рабочие силы на условиях фактических ставок оплаты труда и высокими отличиями в показателях интеллектуализации труда и интеллектуализации рабочей силы. Данная рассинхронизация динамики интеллектуализации рабочей силы и интеллектуализации труда приводит к различным оценкам профессионально-квалификационных, отраслевых и мотивационно-стимулирующих компонентов, сформированных в новой и переподготавливаемой рабочей силе, предлагаемых специалистами рынку труда, заказ на который формируется бизнесом.
Основу конкурентоспособности вузов составляют используемые информационно-образовательные технологии (структура предоставляемых услуг при традиционных методах, методах совмещающих традиционное и информационное обучение, преимущественно информационные технологии). Состав, структура кадрового потенциала, образовательные продукты, организационно-управленческий потенциал, являясь наиболее устойчивыми элементами конкурентоспособности при использовании воспроизводственного подхода, составляют компонент поддержания конкурентоспособности по консолидирующим составляющим.
Структурно-функциональные элементы конкурентоспособности отрасли образования, чаще всего, сводятся к следующим признакам:
- Достижение комплекса целей деятельности образовательных организаций в соответствующей системе показателей, позволяющих достигать определенных рейтингов в отрасли и соответственно получить федеральное финансирование для собственного воспроизводства.
- Достижение оптимальных соотношений между ценностью образовательной услуги с точки зрения потребителя и затратами на ее создание, продвижение, предоставление.
- Степень превосходства услуг над аналогами (по нескольким группам конкурентных преимуществ, опосредующих уровни ее динамики) [2].
Воспроизводственный аспект конкурентоспособности услуг образования определяет ряд новых направлений и финансово-экономических смыслов. Целью исследования становится специфика конкурентоспособности образовательных услуг как многофункционального блага, реализуемого в системе показателей, оптимизирующих динамику взаимопереходов интеллектуализации рабочей силы и труда в отраслевом и межотраслевом механизмах. Межотраслевая составляющая конкурентоспособности – это то, что определяется выравниванием отраслевых норм рентабельности при усреднении по различным видам отраслевых активов. В этом направлении оценка конкурентоспособности приобретает дополнительные воспроизводственные составляющие, определяемые этапами воспроизводства работника в его экономических, социальных составляющих [3].
Объект исследования: рынок образования и рынки труда как источники многофункциональных благ предоставляемых отраслью образования.
Предмет исследования: конкурентоспособные элементы многофункциональных образовательных благ при использовании технологических моделей второго и третьего этапов.
Выборка: при изучении использованы научные работы и методический опыт Фалалеева, Таюрского, Е.А. Юрьевой, Шафранова-Куцева, А. Пороховского и др. по определению социально-экономических элементов конкурентоспособности образовательных благ.
Воспроизводственный аспект учитывает относительно самостоятельное воспроизводство по направлениям, формам, этапам образовательной системы и системы бизнеса в разнообразии его форм, динамики, отраслевой специфики, фактической занятости населения.
Образовательные услуги в воспроизводственном аспекте приобретают признаки: многоуровневости, социально-экономической эффективности, особенностей отраслевого и общенационального регулирования, опосредующих внутриотраслевую и межотраслевую динамику интеллектуального потенциала.
В этом аспекте конкурентоспособность отраслевого уровня образования преломляется уровнями отраслевой динамики и статики иных отраслей. Для субъектов хозяйствования первоочередными являются рыночные индикаторы. Последние срабатывают по механизму отбора в условиях коммерческих, финансовых ограничений. Из всего интеллектуального потенциала работников выбирается тот компонент, который наиболее рентабелен, причем, чаще всего, в краткосрочном периоде деятельности организации. На выбор оказывают такие индикаторы как: номинальная, реальная ставки заработной платы, фактическая сбалансированность на рынках труда.
Этот рыночный заказ на услуги образования становится ориентиром для преодоления крайних оценок, чаще представляемых эффективностью собственно образовательных систем и систем коммерческо-финансовых организаций, ориентированных на собственные тактические и, для лидеров отрасли, стратегические цели.
Образовательные блага в воспроизводственном аспекте учитывают состав, структуру, динамику рынков товаров потребительского назначения, различные виды социальных услуг, определяющих воспроизводственные составляющие уровня и качества жизни, что определяет как внутри, так и внешне корпоративные аспекты воспроизводства человеческого капитала. Многофункциональность блага приобретает потенциальный элемент механизма управления динамикой социально значимых предпочтений. В исследованиях ряда составляющих человеческого капитала, обращается внимание на значение внешне организационных, региональных факторов, определяющих профессиональную динамику и устойчивость в регионах [4].
Это привносит элементы по формированию, развитию социально перспективных направлений стиля и образа жизни. Так же в этом аспекте определяется многофункциональность работника, входящего в инфраструктуры общества, способствующие накоплению и последующей реализации социальных составляющих человеческого капитала.
Образовательные услуги при регулярности их создания, передачи способны создавать предпосылки для возникновения эффектов замещения. Ряд социально-психологических компетенций, сформированных образованием, может способствовать формированию потребления социально перспективных благ и услуг, соответствующих социально перспективным стандартам. Эта составляющая интеллектуального потенциала приобретает перспективное направление и форму организационно-управленческой консолидации систем образования и бизнеса.
Тенденции и закономерности в составе работников региона тесно увязываются уровнем и динамикой предоставления образовательных услуг как многофункциональных благ [5]. Это позволяет выявлять профессионально-квалификационную и отраслевую составляющие в динамике интеллектуального потенциала.
Многоуровневость, многофункциональность при разнообразии финансирования предоставляет не только технолого-экономическую эффективность, что реализуется в разных формах производственного и непроизводственного проявления, но формах занятости, способах и технологиях трудоустройства и организации самозанятости.
Сформированные мотивации, входя и проявляясь в уровнях воспроизводства, опосредуемых бизнес предпринимательскими структурами, позволяют наиболее эффективно планировать карьеру сотрудникам, осуществлять контролинг группового и индивидуального роста. Этот уровень многофункционального образовательного блага приобретает воспроизводственные составляющие по схемам смешанного финансирования, с присутствием межотраслевого регулирования. В данном регулировании должны находиться среднесрочные процессы формирования запросов на специалистов при участии бизнеса, образовательной системы, государства [6]. Этот аспект многофункциональности образовательных услуг как содержания интеллектуального труда опосредуется динамикой экономических форм сочетания интересов системы образования, бизнеса и регулирующих эти «встраивания» государственными и регионально-территориальными структурами управления.
Многоаспектное предоставление услуг становятся одними из направлений конкурентоспособности образовательных услуг, продвигаемых вузами, способными быть востребованными как компоненты финансово-коммерческих благ фирмами, осуществляющими подбор, отбор и найм сотрудников в состав персонала.
Последнее становится необходимым условием при планировании карьеры сотрудников, а так же управления нематериальными активами предприятия. На данном уровне реализуется интеллектуальный потенциал, заложенный образованием, но реализуемый в формах иных отраслей, фактически применяющих рабочую силу, т.е. в управлении интеллектуальным трудом. Эта составляющая образовательной услуги пока не нашла должного решения в механизме распределения экономических эффектов от интеллектуальных составляющих потенциала работников.
Многоаспектность услуг использовала процессы углубления, что способствовало ее технологической эффективности, реализуемой в разных видах, формах предоставления образовательных процессов. Это направление конкурентоспособности образовательной услуги как многофункционального блага при использовании контактных и бесконтактных форм предоставления образовательных продуктов расширило рыночные составляющие, сегменты, усиливающие многофункциональность как финансирования системы образования, так и меж отраслевые механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала.
Одна из тенденций многофункциональности это реализация профессионально-компетентностных подходов.
Однако образовательный компонент как основа интеллектуального потенциала работников, соответствующие компетенции часто не находили должной реализации. Востребованность всего объема образовательно-квалификационных компонентов, определяемых спросом бизнеса и предпринимательских структур, оказывалась недостаточной.
Бизнес структуры при оценке конкурентоспособности ориентированы на те компоненты потенциала работников, которые находят непосредственное применение в составе, структуре персонала предприятий, ориентированных на воспроизводственные процессы коммерческой эффективности.
По мнению А. Кулешова рабочих мест для «…высококвалифицированных специалистов, у нас не создано…» [7]. Фактически это позволяет выявлять разные составляющие интеллектуального потенциала работников, которые имеют народнохозяйственный уровень реализации и уровень эффективности хозяйствующих субъектов.
Дальнейшее развитие образовательных услуг требовало консолидации вузов и бизнеса, вузов, бизнеса и государства, что создало предпосылки и условия для этапа, получившего название ГЧП (Государственно-частное партнерство).
Комплексность услуг и специфика их предложения для среднесрочного и долгосрочного воспроизводства интеллектуального потенциала работников приобрела актуальность. Это требует управления встраиванием вузовской системы в формирование профессиональных предпочтений будущих работников, определяемых с привлечением предпринимательских структур, что должно дополняться встраиванием бизнеса и субъектов непосредственного получения образовательных услуг в технологии, процессы формирования образовательного потенциала будущих работников.
Иначе, конкурентоспособность образовательных услуг как многофункционального блага в воспроизводственных процессах ее становления, развития, модификации должна быть реализована в механизме страхования рисков неполучения соответствующих эффектов, как результатов получения многофункциональных благ, предоставляемых системой образования при непосредственном встраивании бизнеса и населения в соответствующие процессы и технологии образования.
Одним из перспективных сегментов многофункциональных услуг может стать устойчивый сегмент со сформированными предпочтениями. Методы и технологии этого этапа эффективны с учетом накоплений компетенций, находящих отдачу при снижении рисков несоответствий интересов уровней системы высшего образования и хозяйствующих субъектов.
Для реализации эффектов многофункциональных услуг с его динамикой предполагается создание организационно-управленческих структур и соответствующих механизмов управления ими.
Метод исследования: сравнительный анализ качественных и количественных составляющих воспроизводственного и структурно-функционального изучения.
Оценка эффектов образовательных услуг как многофункционального блага предоставляемого с учетом рисков предложена Максимовым [8,9].
Реализация данной методики позволяет при соответствующем информационно-аналитическом сопровождении использовать оценки уровня кооперирования, интеграции вузовской системы с системами предпринимательства и государственными структурами. Мониторинг динамики эффектов, эффективности от образовательного и интеллектуального потенциалов работников, от фактических предпочтений позволит определять перспективные технолого-экономические и организационно-управленческие формы взаимодополнения по составляющим элементам интеллектуального потенциалов работников.
Выводы: Анализ образовательных услуг как многофункционального блага, в создании которого участвуют системы образования, бизнеса, государства и непосредственные получатели услуг, возросло значение комплексности.
Многоуровневость, многоаспектность, многофункциональность формирования и продвижения конкурентоспособных образовательных услуг предполагает развитие перспективных мотивационно-стимулирующих составляющих у будущих и переподготавливаемых работников, способствующих накоплению нематериальных активов компаниями, а так же более эффективной адаптации работников в разнообразных видах, формах занятости и социально перспективных видах внепроизводственной деятельности.