Scientific journal
Scientific Review. Fundamental and Applied Research

THE FORMATION OF THE NATIONAL SYSTEM OF TEACHER DEVELOPMENT: SEARCH, PROBLEMS, WAYS OF SOLUTION

Kekeeva Z.O. 1 Appaeva Y.B. 1 Kyunkrikova I.V. 1
1 Kalmyk State University of B. B. Gorodovikov, Elista
The article analyzes forming the national system problems of teacher development as one of the strategic directions of modern Russian education. The results of the research are formed the basis for the search for a solution to the problem of the forming the national system of teacher development. The authors suppose that professional education of future pedagogues and the retraining of pedagogues in a regional university can serve as a solving way of this problem. The Kalmyk State University has appropriate conditions, which are oriented towards the implementation of the national system of teacher development. The study of the regional labor market, technical and organizational equipment of the university, bases of practice can contribute to the development of a possible version of its implementation. The organization of network interaction with the educational institutions of Kalmykia gives an opportunity to take part in online conferences, competitions, methodical seminar for sharing teaching experience. The authors described the basic mechanisms of developing the personality of the future pedagogue, which are aimed at developing professional competence, the ability to work on the result during the learning at the university. The development of professional qualities of the teachers, reflection of professional experience, career are the main priorities in the professional activity of the teacher which are aimed at the formation the national system of teacher development.
retraining of pedagogues
professional qualities
professional activity
education
future pedagogue
competence
the national system of teacher development.

Образование в современном мире выступает важнейшим фактором национальной безопасности, социальной стабильности и развития общества. Президент Российской Федерации В.В.Путин отмечает, что если мы потеряем образование, науку и культуру, то упустим все то ценное, что осталось в России.

С целью повышения уровня культуры и образования, а также престижа профессии педагога был издан приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2017 г. №703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» [1].

На сегодняшний день в тринадцати субъектах РФ (Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области) постепенно внедряется национальная система учительского роста, которая позволит каждому педагогу независимо от стажа работы стремиться к профессиональному и карьерному росту, постоянно учиться и определять новые вершины в своей профессии.

Основной задачей введения национальной системы учительского роста является установление уровня профессионализма педагогов. Реализация национальной системы учительского роста предполагает следующую структуру: подготовка будущих педагогов по основным образовательным программам, переподготовка педагогов по дополнительным профессиональным программам в вузе, которые являются взаимосвязанными компонентами данной системы. Взаимодействие данных компонентов осуществляется на основе участия будущих педагогов и педагогов-слушателей по дополнительным профессиональным программам в совместных мероприятиях вуза: семинарах, конференциях, проектах и в других формах.

Рассматривая данную проблему, обратимся к результатам исследований А.А.Марголиса, Е.М. Новиковой об информированности педагогов и их отношении к национальной системе учительского роста (НСУР). Показатели свидетельствуют о том, что в 9 федеральных округах РФ педагоги в большей степени положительно относятся к введению НСУР, а именно в Поволжском - 72%, Сибирском - 69%, Южном - 67%, Дальневосточном - 65% [2, С.13-14].

Эффективность и успешность деятельности педагога определяется современными требованиями, которые представляют собой совокупность профессиональных качеств. К профессиональным качествам педагога относятся: общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, владение технологиями общения, психологическая подготовка, исследовательская деятельность, конкурентоспособность, лидерские качества. Таким образом, личность современного педагога предполагает наличие таких качеств, как конкурентоспособность, работоспособность, а также умение свободно ориентироваться в сложных социокультурных условиях, ответственно и профессионально действовать в современных условиях образовательного процесса при решении профессиональных задач.

Стратегия современного педагогического образования состоит в профессионально-личностном развитии и саморазвитии учителя. Исследователь Н.Ж. Дагбаева отмечает, что «…истинная формула хорошего учителя состоит из трех компонентов: знание своего предмета, усвоение методики его преподавания и личностные качества, среди которых, любовь к детям, эмпатия, нравственность являются ведущими» [3, С.167-168].

В современных условиях уже нельзя ограничиваться суммой знаний, умений и навыков, а необходимо развивать профессиональную компетентность и осуществлять поиск новых подходов к решению образовательных задач. Одним из приоритетных направлений развития образовательных организаций является личностная направленность будущего педагога к освоению современного образования.

По мнению С.В. Кутняк, «Именно в этот период осуществляется формирование личностно-профессиональных качеств, необходимых для успешного становления карьеры: черт характера, способностей, нравственной позиции, карьерной готовности, карьерных ориентаций, карьерных компетенций» [4, С.122].

В связи с этим в подготовке современного педагога « …выпускник вуза, педагог в процессе своей профессиональной деятельности должны быть способны проектировать, адекватно оценивать и анализировать процесс становления своей карьеры как достижение все более высоких профессиональных вершин, вершин педагогического мастерства» [5, С.178].

Осмысление вопросов, связанных с саморазвитием педагога, не может осуществляться без анализа и изучения инновационных подходов, а также без самообразования и повышения квалификации специалистов педагогического профиля.

Рассматривая проблему в контексте нашего исследования, предлагаем в качестве ландшафта профессионального развития педагога в условиях региона образовательное пространство ВУЗа.

Вышеизложенное позволяет определить цель нашего исследования, которая заключается в том, что одним из способов решения проблемы формирования национальной системы профессионального роста учителя может являться подготовка будущих педагогов по основным образовательным программам, а также переподготовка педагогов по дополнительным образовательным программам в условиях регионального опорного вуза.

Материалы и методы исследования. Методы исследования: анализ и изучение документов педагогической практики и результатов деятельности обучающихся 3 - 4 курсов очной формы обучения направления «Педагогическое образование» в Калмыцком государственном университете, а также слушателей факультета дополнительного профессионального образования (ФДПО), анкетирование, наблюдение.

В исследовании приняли участие 40 обучающихся очной формы обучения направления 44.03.01. «Педагогическое образование», а также 80 слушателей программы профессиональной переподготовки «Педагог (в основном общем, среднем общем образовании)», «Специальное дефектологическое образование».

В Калмыцком государственном университете имеются соответствующие условия для подготовки будущих педагогов, которые ориентируют на реализацию национальной системы учительского роста. Изучение регионального рынка труда, оценка кадрового потенциала вуза, материально-технические и организационные возможности вуза, наличие адекватных баз практик позволяет нам разработать возможный вариант ее реализации. Участие будущих педагогов в научно-инновационной деятельности региональных сообществ, как сети саморазвивающегося культурно-образовательного пространства университета, организация учебно-исследовательской деятельности в период педагогической практики; участие в научных конкурсах, проектах, вебинарах, исследовательской деятельности кафедр позволит качественно осуществить профессиональное становление будущего педагога.

Организация сетевого взаимодействия в период педагогической практики в школах удаленных районов Республики Калмыкия позволяет будущим педагогам пользоваться изданиями электронных библиотечных систем, электронными образовательными ресурсами вуза, принимать участие в сетевых конференциях, конкурсах, методических семинарах, что способствует формированию у них педагогического опыта в реальном образовательном процессе школы.

Следует отметить, что в культурно-образовательном пространстве Калмыцкого государственного университета будущий педагог участвует в учебной, собственно профессиональной деятельности, осуществляя актуальные для региона образовательные проекты: «Фестиваль профессионального мастерства», «Педагогические кадры для региона», «Парад талантливых выпускников», «Первые шаги в профессиональную деятельность». Образовательные проекты реализуются с приглашением представителей Министерства образования и науки РК, а также руководителей образовательных учреждений и общественных организаций. Это позволит реализовать модель профессионального роста от выпускника вуза до учителя-наставника.

Таким образом, участие в университетских мероприятиях дает возможность будущим педагогам уже в процессе обучения сформировать высокую осознанную мотивацию к будущей профессиональной деятельности, что в дальнейшем способствует их успешной интеграции в национальную систему регионального образования.

Еще один из способов решения проблемы мы видим в организации переподготовки учителей республики через систему дополнительного профессионального образования.

Как отмечает Т.В. Куприянова, формирование НСУР должно включать оптимизацию системы профессиональной подготовки, методической поддержки и повышения квалификации учителей, совершенствование системы оплаты и иных условий труда учителей, модернизацию системы профессиональных конкурсов, государственных и ведомственных наград для учителей и иные мероприятия, направленные на улучшение их материального и морального стимулирования [6, С. 25].

Система дополнительного профессионального образования в Калмыцком госуниверситете предоставляет возможность молодому педагогу освоить новые виды образовательной деятельности, такие как инклюзивное и дефектологическое образование, логопедия, педагог дошкольного, начального общего и основного общего образования, а также обеспечивает его карьерный и профессиональный рост.

Таким образом, выявлены основные механизмы формирования национальной системы учительского роста в условиях регионального опорного университета, которые определяют единую стратегию развития современного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования и их обсуждение были заслушаны на заседании Ученого совета факультета педагогического образования и биологии Калмыцкого госуниверситета. Данные результаты позволили сделать выводы о том, что подготовка будущих педагогов к реализации модели национальной системы учительского роста в условиях обучения в вузе предоставляет возможность проектировать свою карьеру учительского роста, формировать необходимый уровень профессиональной компетентности для повышения квалификации. Участие будущих педагогов в вышеперечисленных образовательных проектах, профессиональных конкурсах, фестивалях, а также во Всероссийских студенческих олимпиадах (ВСО) за последние три года, где студенты стали победителями отдельных номинаций, способствовало их устойчивому отношению к профессиональной деятельности. По итогам проведенного опроса было выявлено, что 74% участвующих в данных мероприятиях стали увереннее чувствовать себя и позитивно оценивать свои возможности, возросла познавательная активность и творческая самостоятельность, ответственность, изменилось отношение к трудовым функциям учителя, успешно осуществляется процесс формирования индивидуального педагогического стиля деятельности. Однако, следует отметить, что 62 % обучающихся в недостаточной степени представляют построение горизонтальной карьеры в силу отсутствия опыта работы в условиях реальной образовательной организации, а также необходимого уровня знаний нормативных документов. Следовательно, необходимо развивать потенциал личности студента, творческую активность и самостоятельность, педагогическую рефлексию, изучать нормативные документы и осуществлять поиск смысла своей профессиональной деятельности.

При переходе на модульное построение учебных планов появилась возможность в процессе подготовки будущих педагогов в вузе углубить их знания в сфере нормативной базы, которые позволят более компетентно подходить к вопросам формирования национальной системы учительского роста.

Актуальность данного модуля обусловлена необходимостью повышения уровня знаний в сфере нормативно-правовой базы современного образования. Для этого предлагаем включить следующий модуль.

Модуль 6. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога.

Место модуля в основной профессиональной образовательной программе (ОПОП): Реализуется в 7 семестре 4 учебного года ОПОП в рамках УГСН «Образование и педагогические науки».

Цель модуля: Модуль направлен на формирование у бакалавров профессиональных компетенций, ориентированных на изучение нормативно-правовой базы профессиональной деятельности педагога.

Перечень формируемых общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОПК; ПК):

– готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);

- способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).

Объем и содержание модуля представлены в таблице 1.

Таблица 1.Объем и содержание модуля:

Индекс

Наименование модуля и разделов

ЗЕТ

Итого часов

Распределение часов по видам учебной работы

Сем. 6

По ЗЕТ

Контакт часы

СР

Лек

Пр

СР

Б1. Б. 3

Модуль 6. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога

12

432

182

250

40

142

250

 

Современная система образования в РФ.

2

72

38

34

10

28

34

 

Правовая компетентность педагога

2

72

38

34

10

28

34

 

Образовательные стандарты: реализация ФГОС НОО.

2

72

38

34

10

28

34

 

Региональная система образования.

2

72

38

34

10

28

34

 

Практикум по изучению нормативных документов

2

72

30

42

 

30

42

Б2.В.01(П)

Практика по Модулю 6. (распределённая) ( Калмыцкая национальная гимназия)

2

72

 

72

 

 

72

 

Экзамены по Модулю 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы изучения модуля:

Модуль осваивается студентами в течение одного семестра. В 7 семестре в процессе педагогической практики в образовательном учреждении студенты знакомятся с образцами нормативных документов в сфере образования, с профессиональными действиями учителя по использованию документов в профессиональной деятельности. Осваивая данный модуль, обучающиеся изучают теоретические подходы к нормативным документам, анализируют документы регионального, муниципального уровня, а в практической части (практикум по изучению нормативных документов) овладевают умением грамотно оформлять документацию в условиях образовательного учреждения. В процессе распределенной педагогической практики на базе Калмыцкой национальной гимназии им. А.Ш. Кичикова бакалавры присутствуют на педсоветах, заседаниях методических объединений, родительских собраниях.

Таким образом, данный модуль направлен на формирование профессиональных компетенций, а именно на личностную и профессиональную готовность. Модуль завершается экзаменом, устно в форме решения кейс-задач. Планируемые результаты нацелены на знания нормативно-правовых актов в сфере образования, а также умение проектировать траекторию профессионального роста и личностного развития.

Еще один из способов решения проблемы связан с овладением новых видов профессиональной деятельности в процессе переподготовки педагогических кадров. Для изучения вопросов по проблеме исследования было проведено анкетирование, выявляющее отношение слушателей ФДПО к реализации национальной системы учительского роста. Категория слушателей представляла собой разновозрастной состав педагогов с разным опытом и стажем работы. Вопросы анкеты содержали информацию об отношении педагогов к введению НСРУ в регионах, о дифференцировании должностей педагогов, о размере заработной платы, о влиянии на карьерный рост учителя, о готовности школ, а также самого педагога к изменениям в связи с внедрением системы.

Так, 68 % респондентов положительно отнеслись к введению системы, что обусловило их присутствие в качестве слушателя ФДПО. 18 % опрошенных проявили отрицательное отношение к системе, что в большей степени связано с возрастом и субъективными причинами. Оставшаяся часть (14%) выразили сомнение и индифферентное отношение. Несмотря на то, что большая часть слушателей положительно оценили введение национальной системы учительского роста, вопрос, связанный с дифференцированием должностей педагогов, вызвал определенное нежелание осуществлять данный процесс.

Формулировка следующего вопроса анкеты имела отношение к предыдущему, поскольку дифференцирование должностей педагогов повлечет за собой дифференцирование оплаты их труда, поэтому ответы были аналогичными.

Вопрос о влиянии системы на карьерный рост учителя вызвал положительное отношение в большей мере у молодых педагогов. Около 57 % слушателей ФДПО считают, что национальная система учительского роста повлияет в дальнейшем на карьерный рост.

Результаты анкетирования позволили определить личностную заинтересованность респондентов в повышении качества образования и самообразовательной деятельности, позволяющие им расширить и углубить профессиональные знания о новых видах педагогической деятельности.

Процесс становления педагога в условиях факультета дополнительного профессионального образования КалмГУ, ориентированный на положительное отношение к введению национальной системы учительского роста, включал развитие индивидуального стиля научно-инновационной, методической деятельности педагога (решение кейс-задач, проектирование педагогических ситуаций, моделирование игровых технологий).

Интерактивные формы занятий по профессиональному развитию педагогов предполагали обсуждение вопросов, связанных со стандартом педагога, с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего и основного общего образования, с инновационной деятельностью образовательных организаций, с потребностью работника образования в постоянном совершенствовании, повышении своего профессионального имиджа и статуса.

Определяя пути решения проблемы, с учетом условий региона в подготовке педагогов нового поколения следует:

  • учитывать потребности регионального рынка труда в сфере педагогического образования;
  • проектировать информационно – образовательное пространство в условиях региона;
  • осуществлять образовательный процесс подготовки будущих педагогов, а также профессиональную переподготовку учителей в условиях регионального опорного вуза, ориентированный на национальную систему учительского роста.

Таким образом, формирование и введение национальной системы учительского роста с учетом регионального содержания образования способствует развитию профессионально значимых качеств личности педагога, карьерного и профессионального роста, а также общественному признанию труда педагога и высокой его оценки.