Scientific journal
Scientific Review. Fundamental and Applied Research

TOWARDS COMING-TO-BE PSYCHIATRY AS THEORETICAL SCIENCE

Tretyakov V.N. 1
1 ISPU "International Academy of information technologies
Critical opinions available about the current psychiatry are presented to demonstrate that systems crisis which this science and medical social service are going through, and to give ideas what proposals are there to go out of it. Another part of the paper is a review of author's works aiming to assist forming a theoretical ground of psychiatry. Such ground appears to be possible for building-in it owing to explication of the Principle of the human predestination to psychical disorders together with Mentallion conception taking into account evolutionary correlates of the human psyche. Such the post-evolutionary psychiatry having the Principle and Mentallion conception as the paradigm, gets possibility to operate with obstinations, inserting and inserted, and use a new etiology of psychical disorders. It is shown that essential roles in their initiation and aggravation are played by the discordance of universal instruments of the human psyche -- cognitive tolerant captures being involuntary (inherited of animal ancestors) and voluntary (specifically human ones), as well as the shortage of panoramic thinking to be predetermined by eliminating character of the evolution in animal ancestors of the human. The uttermost manifestation of such the discordance appears to be Egogeny (self-injuring influence on one's psyche). Theoretical and psychological understanding how psychical disorders arise and keep on permits to propose recommendations on their self-prophylaxis and auto-psychotherapy (Egogeny-plus) and open a perspective how to work out new on principle methods of professional both prophylaxis and psychotherapy using ideas of inserting obstinations, voluntary and involuntary ones.
post-evolutionary psychiatry
paradigm for psychiatry
principle of the human predestination to psychical disorders
mentallion conception
cognitive tolerant captures
obstinations inserted
obstinations inserting
egogeny
egogeny-plus
instructed auto-therapy.

О потребности в обновлении психиатрии

26 членов Британской Королевской коллегии психиатров констатировали в [1], что психиатрия находится в самой середине кризиса. Выход, по их мнению, -- освободиться от теперешней, технологической парадигмы, определяющей медикализацию всей жизни, обусловленную маркетингом психофармакологической индустрии. Был дан прогноз: существенный прогресс в психиатрии произойдет в результате фундаментального пересмотра всей культуры ментального здоровья, включая и ее научное сопровождение.

С.Э. Давтян привел свои доводы о системном кризисе в психиатрии, выражающемся в отсутствии ее настоящей парадигмы [2], показав, в частности, неадекватность «медицинской модели», не дающей ответа на вопрос, «как болеет» психический больной.
Сетевой ресурс «Критическая психиатрия» и его соучредитель Дж. Монкрифф видят неадекватность психиатрии прежде всего в приверженности к фармакологическим методам лечения [3].

С.Л. Уитфилд представил в [4] обзор более 50 работ, включая свои, позволившие сделать вывод, что прием психотропных препаратов нередко приводит к физическим и/или психическим травмам. Этот вывод на основании более поздних данных был подтвержден Дж. Монкрифф [5].

По мнению Л. Резнека, психиатрия -- это беспорядок, когда пациенты, которым срочно нужно помочь, уходят нелеченными, и само название его книги -- "Торговля ментальными расстройствами в розницу"[6] -- указывает на корни такого беспорядка -- это огромные доходы фармацевтической индустрии.

Р. Березин, будучи более 40 лет практикующим психиатром, разработал свою систему интенсивной психотерапии. "Я не выздоровел от фармакологической психиатрии. Я всегда был противником психиатрических препаратов. Нужна теория, которая объясняла бы человеческие страдания" [7].

Выводы, сделанные П. Брэйкиным [8], автором обзора публикаций по психоактивным средствам психиатрии: психиатрия переживает кризис доверия; она является избранной мишенью маркетинговых стратегий фармацевтической индустрии; академическая психиатрия потеряла контакт с клинической практикой; клиническая работа стала отождествляться с назначением препаратов; многие психиатры чувствуют, что они не могут быть настоящими докторами, пока их наука основана на той же эпистемологии, что у остальной медицины. Главная же мысль статьи -- к герменевтическому сдвигу в психиатрии, т.е. к теоретическому ее осмыслению, -- выражена самим ее названием [8].

Годом раньше предположение о приближающемся парадигмальном сдвиге в психиатрии, означающем становление теоретической психиатрии, высказал М.Яковльевиц [9], объяснив при этом, почему это событие так запаздывает.

Британский Национальный Институт Исследований Здоровья, поддержав инициативу Дж. Монкрифф, соучредителя Сети Критической Психиатрии [3], принял в 2016 г. решение о финансировании работ по программе RADAR [10], т.е. исследований по изучению последствий прерывания и снижения доз антипсихотических препаратов. Обоснованием для этого решения стало накопление данных, что длительный прием таких препаратов приводит к серьезным побочным эффектам.

К борьбе за психическое здоровье приобщилась и Гражданская Комиссия по Правам Человека [11], создав информационно насыщенный, с обратной связью веб-ресурс, объявивший своей целью защищать права человека на ментальное здоровье. Некоторые раздела сайта звучат при этом устрашающе: "Психиатрия: Индустрия смерти", "Брутальные терапии", "Изобретение расстройств ради препаратов".

С 2004 г. существует интернет-ресурс INTAR [12]. Смысл аббревиатуры -- Международная Сеть Альтернативных Методов Лечения и Восстановления. ИНТАР стал учредителем рассчитанного "на всех" ресурса "Сумасшедший в Америке", с несколькими форумами, в т.ч. и форумом "Переосмысливая психиатрию" [13]. Из последних значительный мероприятий ИНТАРа -- проведение международной конференции в Индии. Представители ВОЗ, ООН и Международного Альянса Нетрудоспособных, присутствовавшие на конференции ИНТАР-2016, «выразили общую мысль: требуется новое понимание глобального здоровья, такого, который мог бы заместить ущербную "медицинскую модель" [14], доминирующую в психиатрии до сих пор, настоящей парадигмой.» [15]

Приобрела популярность и "Международная Сеть Сотрудничества по Ментальному Здоровью" [16], задуманная как помощь и взаимопомощь по восстановлению психического здоровья. Этот и подобные ресурсы, показывающие недовольство психиатрией как службой психического здоровья, дали основание для публикации с риторическим вопросом в подзаголовке: "Должна ли усиленная социальная и речевая интеграция психиатрических пациентов иметь приоритет над их здоровьем при проведении лечения?" [17].

Как осознать то, во что трудно поверить

В 2014 г. во фронтальной коре человека была открыта уникальная зона, аналога которой нет у наших ближайших животных предков [18]. Подчеркивалось, что эта зона, ответственная за планирование будущего, за гибкость подходов, за способность к обучению и за процессы проблеморазрешения, очень мала. Малость этой зоны, свидетельствующая, что люди не слишком далеко ушли от животных предков, позволяет допустить мысль, для представителей вида Homo Sapiens неудобную: для наших животных предков, живших в условиях элиминирующей эволюции, узость поля сознания была фактором выживания [19], и потому дефицит панорамного мышления следует считать общечеловеческим качеством.

Основными элементами авторской концепции Менталлиона, представленной в [20], являются когнитивный принцип толерантности и дефицит панорамного мышления. Как ни странно, оба элемента имеют черты упущенной очевидности. По-видимому, поверить в то, что ДПМ является неким симптомом дефицитарности человеческого разума, унаследованной от наших ближайших эволюционных предков, было непросто. Принять ДПМ как общечеловеческое качество будет проще, если показать на примерах, что даже выдающимся ученым оно была присуще.

В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал свой труд «О происхождении видов». Как никто другой, уже тогда осознавший, сколь многообразна в своих проявлениях жизнь на Земле, порожденная эволюционным процессом, он мог бы увидеть в этом многообразии проявление общебиологического принципа толерантности (ОБПТ) – и сформулировать нечто вроде: «живая Природа толерантна к различиям, межвидовым и внутривидовым». Тогда психологи наверняка захотели бы выяснить, как эта толерантность к различиям реализуется у человека и у животных – и тогда уверенность К. Юнга о существовании неразрывной связи между психологическим и биологическим в человеке [21] была бы подтверждена раньше, чем была публикация [22] о когнитивном принципе толерантности (КПТ), находящемся с ОБПТ в очевидной взаимосвязи.

В 1890 г. американский психолог У. Джеймс издал монографию [23], в которой, размышляя о только что выявленном тогда явлении константности восприятия, увидел в нем проявление самого главного механизма психики, но какого механизма – сказать не смог. Получилось так, что он, автор афоризма «Искусство быть мудрым – это искусство знать что упускать», таким искусством тогда еще не вполне овладел и не увидел общего свойства мозга – проявлять толерантность к различиям при восприятии одного и того же объекта в разных ракурсах и на разных расстояниях.

В 1904 г. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за работы по условному рефлексу как за достижения в области физиологии пищеварения. Ни Нобелевский комитет, ни сам автор-физиолог не осознали тогда, что в экспериментах было открыто нечто гораздо более важное – способность мозга животных (собак), приобретших условный рефлекс, отождествлять такие весьма различные вещи, как мясо и сигнал звонка, реагируя одинаково (слюноотделением) и на то, и на другое. До осознания КПТ в действии было еще далеко [20].

В 1998 г. российско-американский психолог Л.М. Веккер подвел итог своей многолетней работы по построению единой теории психических процессов в монографии «Психика и реальность» [24]. В заключительной главе, так и названной «На пути к единой теории психических процессов», он пришел к выводу, что при построении такой теории необходимо соотносить когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые процессы. Это означало, что не допускалась даже мысль, что есть нечто общее, позволяющее считать все эти сферы психики проявлениями какого-то ее единого механизма.

Эту мысль, однако, допускал российский психолог В.М. Аллахвердов, представивший в 1993 г. в книге [25] свое видение теоретических основ психологии. Там сформулированы несколько априорных принципов, которые могли бы служить для построения теоретической психологии по образцу натур-философских наук. Будучи радикальным когнитивистом, он видел в психической реальности не три сферы, а одну, когнитивную; им сформулирован также парадоксальный принцип простоты механизмов психики: «Природа психики проста и не изобилует хитроумными сложностями». Для него КПТ – когнитивный принцип толерантности – был «совсем рядом», поскольку в его книге [26] уже использовался рабочий термин «зона осознанного неразличения», созвучный с КПТ и с толерантностью к различиям.

Продолжить то, что было понято в «земном» субъективизме наук [19] и в эволюционных коррелятах человеческой психики [27], автору настоящей работы, имевшему свой ДПМ, и потому тоже задержавшемуся с пониманием сути (на четверть века), помогли именно априорные теоретико-психологические принципы В.М. Аллахвердова [25]. В результате размышлений была осознана неразрывная связь биологического и психологического в человеке [22], сформулирована концепция Менталлиона как теоретической основы психологии [20], проведена апробация этой основы в психиатрии и понята пост-эволюционная суть как психологии человека, так и психиатрической науки [28, 29].

Принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам

Вот некоторые из доводов, представленных в [28, 29] в подтверждение действия названного принципа, столь существенно меняющего саму точку зрения на психику человека и этиологию ее расстройств:

- Человеческое существо, успевшее практически выйти из-под пресса эволюционного отбора, не имея никакой предрасположенности к психическим расстройствам, сумело создать цивилизацию, в условиях которой стало все больше выявляться несоответствие между геномом пещерных времен, «полученным» видом Homo Sapiens около 40 тысяч лет назад (т.е. по эволюционным меркам совсем недавно), и цивилизационными условиями, столь непохожими на жизнь в пещерах, и это несоответствие не могло не оказываться психотравмирующим.

- Почти каждому из нас, вполне психически здоровому, доводилось «выйти из себя» – из-за чьей-то тупости, агрессивности, несправедливости, совершать поступки, в которых «себя не узнаешь». Постоянные поводы для этого дает то, чего не было у наших животных предков: речевая агрессия, превращающая окружающую среду в «территорию вражды» [30]. Примером преходящей деперсонализации можно считать и поведение человека в толпе, где индивидуальности унифицируются, следуя «психологическому закону духовного единства толпы» [31, c. 156–166]. К сему же и распространение со скоростью эпидемии каких-то новых «единиц культурной информации», т.е. мемов [32].

- В соответствии с Принципом предрасположенности, понятие психической патологии следует отождествлять с состояниями морбидными, понятие психической нормы -- с преморбидными (относя к ним и состояния ремиссии). Подобную предрасположенность к заболеваниям раком человек, сформировавшийся как холодоустойчивый за времена Великого оледенения, получил, выстроив для себя «теплолюбивую» цивилизацию [33].

Общебиологическая основа когнитологической концепции Менталлиона

Менталлион, как термин, призван акцентировать неразрывную связь человеческой психики c ее животным происхождением (символически – благодаря контаминации MENTALity и LION, т.е. Менталитет и Лев, царь зверей). В концепции Менталлиона учтены следующие положения [20]:

Основным принципом жизни на Земле, возникшей в результате эволюционного процесса, приобретшего характер элиминирующего отбора, является общебиологический принцип толерантности (ОБПТ) – Природа дает жизни допуск, или Природа толерантна к различиям [19, 27], – по-иному выражающий очевидное положение о многообразии жизни.

Для высших животных, включая вид Homo sapiens, проявлением ОБПТ на уровне психики является когнитивный принцип толерантности (КПТ), в соответствии с которым непроизвольно (у животных), а также и произвольно (у человека) во всех психических процессах присутствует толерантность к различиям.

Биологический смысл КПТ – это компромиссное решение природы на запрос элиминирующей эволюции по минимизации времени выхода животных из экстремальных ситуаций. Компромисс заключается в том, что сочетающаяся с этим требованием узость поля сознания совместима лишь с «укрупнением» воспринимаемого – в форме толерантности к различиям, когда несущественное игнорируется или не замечается [20, 28].

Узость поля сознания, являясь преимуществом у животных в условиях дикой природы, для человека, фактически унаследовавшего это качество, в условиях цивилизации, т.е. гораздо более сложных, стала недостатком – дефицитом панорамного мышления (ДПМ), имеющим многообразные проявления [34].

Амбивалентность этого дефицитарного качества: с одной стороны – это стимул познания, реализовавшийся в создании цивилизации; с другой – корневая причина человеческих бед, не вполне осознанная до сих пор экзистенциальная мета-проблема глобального масштаба [35].

Механизм психики – толерантный охват когнитивный (ТОК, т-охват) – появился в процессе эволюции у высших животных и унаследован человеком благодаря КПТ. В классификационной схеме ТОКов, совершаемых человеком, наиболее существенными оказываются классы ТОКов сущностных и оценочных, с подклассами произвольные и непроизвольные у каждого из них.

Уникальная зона в префронтальной коре человека, аналога которой нет у ближайших животных предков человека [18], позволила интерпретировать произвольные ТОКи как осуществляемые человеком с участием именно этого нейронного субстрата.

Преодоление ДПМ всерьез, используя т-охваты сущностные и оценочные, – это для науки, изобретательства, творчества по жизни; но есть еще и «как-бы преодоление ДПМ», и в этом состоит секрет юмора из глубин эволюции [35].

С понятием т-охвата согласуется его нейронный субстрат – сохраненная в памяти энграмма, которую можно квалифицировать как завершенный и сохраненный сущностный т-охват, оцененный как достойный запоминания [28, 29]. Время существования таких т-охватов-энграмм – от долей секунды (у т-охватов, обеспечивающих перцепцию) до нескольких десятилетий (у т-охватов – энграмм долговременной памяти).

Действующие "персонажи" психиатрических драм

По признанию Р. Березина [7], он, будучи противником психоактивных препаратов, всегда ощущал близость парадигмы психиатрии, названной им ‘Игра сознания в театре мозга’. Менталлион и Принцип предрасположенности вынуждают сделать поправку к его, по сути, парадигме-метафоре: если это и игра в театре мозга, то игра не сознания, а ближнего и ближайшего подсознания с генетически унаследованным и приобретенным по жизни бессознательным. И "персонажи" у этой драмы – другие, они согласуются с той парадигмой, что была представлена в [28, 29] еще до опубликования [7]. Этих "персонажей" можно назвать по "именам":

Дефицит панорамного мышления (ДПМ): имеет в качестве эволюционного коррелята узость поля сознания. Унаследован человеком в доисторические времена. Усугубляется при психическом напряжении, в т.ч. из-за ощущения опасности и из-за осознания тяжести своего психического состояния;
Непроизвольные сущностные ТОКи (толерантные охваты когнитивные): возникают после диффузного (рассеянного) внимания и имеют в качестве эволюционного коррелята ориентировочную реакцию на новое, прежде всего на то, за чем может скрываться опасность. По закону Дж. Джексона (о прямой связи устойчивости психической функции с ее эволюционной древностью), из-за своей древности такие ТОКи обладают высокой устойчивостью к отказам, а в силу принципа энергетической избыточности нервной системы [36] – еще и остинатностью;

Непроизвольные оценочные ТОКи: подобно непроизвольным сущностным ТОКам, имеют многомиллионный эволюционный возраст. С их помощью непрерывно оценивается содержание сущностных ТОКов диффузного и непроизвольного внимания при остинатном сканировании окружающего;

Непроизвольные оценочные ТОКи: характеризуются настроенностью на опасность, на «негатив», что может быть названо «перестраховкой на всякий случай». Такой механизм биологически выгоден для выживания, и потому, имея большую эволюционную древность, у человека также устойчив к отказам. Непроизвольные оценочные ТОКи атавистичны – в смысле грубости оценок и настойчивости, с которой одна и та же оценка многократно и упорно «выставляется»;

Произвольные сущностные ТОКи: стали необходимой принадлежностью человека лишь с освоением речи, когда (во времена Великого Оледенения) само выживание человеческого рода зависело от умений справляться с труднейшими проблемами выживания. В отличие от непроизвольных сущностных ТОКов, они неустойчивы (из-за непроизвольного отвлечения и переключения на другие объекты внимания);

Произвольные оценочные ТОКи. Это благодаря им людям так привычно «играть в свою пользу» и «верить в истинность предпочтительного» [37]. Однако заключения произвольных оценочных ТОКов, как имеющих небольшой эволюционный возраст (лишь несколько десятков тысячелетий), вступают в противоречие с выводами непроизвольных, т.е. более настойчивых оценочных ТОКов, настроенных в основном на «негатив».

Об актуальности концепции Менталлиона свидетельствует то, что в 2014 г. российский психолог К.В. Анохин выступил перед участниками конференции с призывом считать приоритетной разработку механизма познания, названного им Когнитомом [38]. Менталлион, являющийся механизмом психических процессов, в т.ч. и процессов познания, в работе [20] представлен и в этом качестве, и потому может рассматриваться как ответ "с превышением" на сделанный в докладе [38] вызов.

C освоением Менталиона можно связывать и ответ на скрытый вызов А.Эйнштейна, брошенный психологам и когнитологам более полувека назад: «Самое непостижимое в этом мире – это то, что он постижим.» Постижимость мира, как выясняется, становится более понятной благодаря постижению самих механизмов этой постижимости.

Парадигма пост-эволюционной психиатрии

Эта парадигма, представленная в [28, 29], объединяет Принцип-пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам и концепцию Менталлиона, согласованную с ним. Понятия остинатности (как характеристики) и остинации (как процесса), будучи адекватными для исследования психических расстройств и других психических процессов, в отличие от навязчивости не имеют обязательных негативных коннотаций, а потому предпочтительны при использования как при анализе психических явлений, так и в так называемой норме. Норма эта относительна – в силу того остинантного воздействия на психику человека, обусловленного его предрасположенностью к психическим расстройствам, а также тех экзо- и эндогенных факторов, реализации этой предрасположенности способствующих. Человек, по выражению Э. Фромма [39], сменил аутопластическую адаптацию ради аллопластического преобразования окружения «под себя» – и тем создал для себя несоответствие жизни в условиях цивилизации с той «животной» частью его природы, что сохранилась в генах с пещерных времен.

Первичной остинацией можно назвать ту реакцию психики человека на постоянно длящееся воздействие на нее, обусловленное пост-эволюционной предрасположенностью к психическим расстройствам [28, 29]. Сам факт большей представленности психической нормы позволяет допускать существование неких вторичных остинаций, замещающих или нейтрализующих первичную.

В первичной остинации, воздействующей на человека и им поддерживаемой, наиболее заметно проявляет себя пара межчеловеческая вербальная агрессивность [30] и дефицит панорамного мышления. Эволюционные корреляты ДПМ – малый объем внимания и малость оперативной памяти мозга. Можно предполагать, что именно из-за ДПМ, усугубляющегося при психических напряжениях и сковывающего возможности психики адекватно рефлексировать, проблема психического здоровья и стала глобальной проблемой.

Предположение о существовании замещающих (вторичных) остинаций подтверждается тем, что и механизмам психики свойствен остинатный характер. Так, остинатными являются проявления внимания: в бодрственном состоянии внимание всегда на что-то направлено, вовнутрь или вовне. Такая постоянная активность внимания (у животных и у человека) является одним из проявлений принципа энергетической избыточности нервной системы [36], благодаря которой в процессе эволюции животных на Земле стало возможным видообразование, что позволило и виду Homo Sapiens возникнуть и расселиться по планете.

Остинатными являются также непроизвольные ТОКи, сущностные и оценочные, унаследованные нами от животных. В дикой природе их назначение – предупреждая об опасности, способствовать индивидуальному выживанию; у человека же, живущего под защитой цивилизации, непроизвольные ТОКи вызывают настройку на негатив: на тревогу, беспокойство, страхи, опасения, которые могут и не иметь прямых и близких оснований. Произвольные ТОКи, сущностные и оценочные, могущие вступать в противостояние с ними, остинатными не являются, и именно потому преморбидное состояние может превратиться в психическое расстройство – стать морбидным.

Анализ психической активности «по Менталлиону», с учетом близости психики человека к расстройствам и конфликтов остинатных психических механизмов, произвольных и непроизвольных, позволяет понять, почему по необходимости, чтобы противодействовать первичной остинации (вызванной предрасположенностью к психическим расстройствам), возникли и получили распространение остинации вторичные -- такие, как:
- поддержание разделенности на «своих» и «чужих», с предпочтением быть среди «своих» (по национальности, вере, культуре, родственным, дружеским, производственным, общественным и другим связям);
- приверженность к музыке, театру, кино, спорту, эстраде (в активной и пассивной формах);
- следование обычаям, нормам поведения, обрядам, ритуалам (в т.ч. религиозным, похоронным, праздничным, связанным с заключением брака, питанием, новосельем, юбилеем);
- приверженность к науке, изобретательству, творчеству по жизни, хоть не столь массовая, но также есть, и потому стало возможным создание человеческой цивилизации;
- эскапизм от цивилизационных «вредностей» в Интернет и его гаджеты, в дополнения к уходам в дикую природу, путешествия, отшельничество, монастыри;
- пополнение, следуя архетипу иерархии, новых и новых масс «идолопоклонников», для которых «идолами» становятся звезды эстрады, спорта, кино;
- массовая приверженность людей к необременительному для ума сопровождению происходящего: зрелищам, шоу, путешествиям, застольям, коллекционированию и другим хобби (объясняемая остинатностью внимания):
- вездесущность музыкального сопровождения, мобильного и «стабильного», по разным поводам востребованного (причина в том, что в музыке есть явно выраженная остинатность – ритм, и потому она особенно способна быть остинацией замещающей);
- самая же массовая замещающая остинация – это вера в божественное (когда по «требованию» архетипа иерархии в общественном сознании возникает Верховный Иерарх, компенсируя его физическое отсутствие).

Конкретные предложения, допускаемые в рамках парадигмы

Итак, пост-эволюционная парадигма, как показано выше, воздействует всеохватно: само устройство человеческой цивилизации, поведенческие паттерны ее жителей именно таковы, что могут быть выставлены как аргумент в пользу ее, этой парадигмы, теоретической состоятельности. Предлагается проверить теперь правильность и действенность ее практических рекомендаций в разрешении трех трудных проблем психиатрии.

1. "Фантомные боли в конечностях - один из наиболее серьезных болевых синдромов... до сих пор механизмы, лежащие в их основе, не вполне изучены, а перспективы их быстрого устранения весьма печальны." [40] Подход к фантомным болям как к психическому расстройству Эгогенной этиологии, т.е. как к патологической остинации, требующей замещения, позволяет предложить нужный вариант замещающей остинации, который, как кажется, нетрудно осуществить.

Индивидуально психика возможна лишь потому, что непроизвольно в течение всей жизни происходит самоотождествление себя с собой. До ампутации таким свидетельством своего Я для человека многие месяцы была мучающая боль в конечности. Став ампутантом, он продолжает мучиться от боли, уже фантомной. Он мог бы изменить такое восприятие своего Я, согласившись на то, чтобы ему на значительную часть тела каждую ночь прикладывали приятные для него примочки. Более "массовая" остинация от примочек в конце концов должна отвлечь от "фантомной" остинации, и для поддержания болевого синдрома не станет оснований.

2. Ранний аутизм считается проявлением дефицитарности ц.н.с. ребенка. Однако принцип предрасположенности человека к психическим расстройствам дает основание допускать в самом раннем, пост-натальном возрасте аутизм Эгогенной этиологии. Ее объяснение в том, что гоминиды в процессе антропогенеза прошли многомиллионнолетнюю череду Великих оледенений, и человеческий род вышел из них морозоустойчивым. Потому младенец, оказавшийся в теплолюбивой цивилизации, должен испытывать дискомфорт, каковой непроизвольные оценочные т-охваты могут оценить как нечто опасное или устрашающее.

В генетике человека заложены реакции на опасность -- "убегать", "нападать" и "замереть". Первое и второе для только что рожденного невозможно, третье же -- "замереть", чтобы "стать незаметным", -- вполне осуществимо, тем более что есть традиция таких, как он, содержать в пеленках. А это значит, что дефицитарность ц.н.с., свойственная аутистам, прежде всего отсталость в развитии, может появиться и развиться в самом раннем онтогенезе в силу названной предрасположенности, -- поскольку обстоятельства жизни (тепло, пеленки) к этому способствовали.
Но такой аутизм, Эгогенной этиологии, можно остановить, обеспечив родившемуся младенцу условия, более близкие его природе: освободив от пеленок, слишком сковывающих движения, и считать прохладные воздушные ванны его насущной потребностью [28, 29]. Та же рекомендация в случае, когда дефицитарность ц.н.с. была установлена как врожденная, тоже не будет для младенца излишней, поскольку она поспособствует закалке его организма и профилактике раковых заболеваний [33].

3. Переживание тревоги -- одна из частых эмоций человека в современном мире, порождающая инсомнию и диссомнии, грозящая инициацией психических расстройств. Это дало автору повод вспомнить о давнишней математической модели произвольного засыпания [41], основанной на минимизации внешних и внутренних воздействий на кору. Главное в той рекомендации -- как можно дольше сосредоточить (при закрытых глазах) свое внутреннее внимание на неоднородностях в поле зрительного анализатора.

Концепция Менталиона позволяет дать этой рекомендации еще и психологическое обоснование [28, 29]. В бодрственном состоянии всякое внимание является остинатным чередованием пар произвольного сущностного ТОКа и его непроизвольного оценочного ТОКа. При концентрации "вовнутрь" оценочный ТОК постепенно отключается: ведь одна неоднородность во внутреннем поле ничем не отличается от другой. Это значит, что получившееся состояние уже не соответствует бодрствованию. Т.е. наступает или сон, или сноподобное состояние, типа ментальной релаксации, поскольку непроизвольный оценочный ТОК, "негативист" и "паникер", отключился. Это значит, что психика стала отдыхать от своих треволнений и тревожностей, т.е. возвращаться или приближаться к психической норме. В [29] даны также рекомендации-пожелания более общего характера -- эвристики недопущения и преодоления психических расстройств, с элементами обоснования "по Менталлиону" для каждой из них.

Дискуссия

Попытку дать психиатрии новые стимулы развития предприняли А. Стивенс и Дж. Прайс [42]. Вот тот «символ веры», которым они руководствовались [42, с. 275]: «Этот критический инсайт, что все виды имеют поведенческие характеристики, которые различимы и классифицируемы, так же как и их физические атрибуты, привел к экстраординарной ситуации: становится возможным проследить эволюционную историю основных паттернов поведения от рептилий, млекопитающих и приматов до нас самих. … Это оказало бы существенное воздействие на все разделы наук, и не в меньшей степени и психиатрии».

Такую попытку нельзя признать удачной. Ведь «проследить эволюционную историю основных паттернов поведения» от наших предков «до нас самих» невозможно: этому «мешает» неучтенный авторами колоссальный барьер между ними и нами, и этот барьер – человеческая цивилизация, позволившая человеку выйти из-под пресса эволюционного отбора, перейдя от аутопластической адаптации к адаптации аллопластической [42, 416—417], т.е. переустраивая мир «под себя». Это значит, что работа [42] оказалась «новым началом», не могущим иметь продолжения. В [28] проведен критический разбор другой, более ранней попытки выстроить эволюционно-биологическую психиатрию [43].

По мнению Р.А. Евсегнеева [44, c. 151], в биологическом плане тревога досталась нам «от животных предков и имеет несомненную биологическую целесообразность, т.к. предупреждает человека об опасности и мобилизует организм для совершения тех или иных действий.» Учтем, однако, что тревога в условиях жизни под защитным зонтом цивилизации, будучи не контролируема разумом, превращается в тревожность уже как качество психики. У животных реакция на неизвестное, которое «здесь и сейчас», – это «перестраховка на всякий случай» и поспешное мышление/поспешные действия при тревожно-суженном сознании; у человека же неизвестная, всего только допускаемая угроза (из-за соперничества произвольных и непроизвольных оценочных т-охватов) может стать долгим переживанием возможных последствий, ведущих к депрессии и другим расстройствам. В результате то, что у животных биологическая целесообразность, у человека может превратиться в свою противоположность.

По утверждению С.Э. Давтяна [2], «наша клиническая терминология совершенно не приспособлена для описания нормы. Именно в силу этого обстоятельства с удручающей неизбежностью возникает разрыв в описании непрерывного по своей природе процесса становления болезни.» Теоретическая психиатрия, взяв за основу парадигму о предрасположенности человека к психическим расстройствам, согласующуюся с универсальными инструментами психики, представленными Менталлионом [20], способна оказаться полезной и в разрешении этой проблемы: ведь и фактор ДПМ, и т-охваты, сущностные и оценочные, произвольные и непроизвольные, действуют как в преморбидном, так и в морбидном состояниях.

Выводы

Обзор критических мнений о психиатрии как о службе психического здоровья и как научной дисциплине, указывает на ситуацию системного кризиса, выход из которого видится в приобретении ею настоящей парадигмы, взамен не оправдывающей себя "медицинской модели". Показано, что принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам и когнитивно-психологическая концепция Менталлиона могут рассматриваться как базовые в парадигме обновленной психиатрии. Выявленная в рамках этой парадигмы этиология Эгогении (самовредящего расстройства психики) актуализирует проблему формирования психологической культуры общения индивидуума с самим собой и дает основания для введения в практику психиатрии Эгогении-плюс -- ауто-психопрофилактики и инструктируемой ауто-психотерапии психических расстройств. С использованием понятий остинаций, замещаемых и замещающих, даны предложения по проверке и использованию конкретных выводов предлагаемой теоретической схемы -- к случаям фантомных болей, аутизму Эгогенной природы и инсомнии/диссомнии. Приведены доводы, что главными инструментами психиатра должны стать остинации, способные замещать или ослаблять действие психических расстройств, большинство которых является остинатно действующими. Именно поэтому ресурсом психиатрии становится опыт многомиллионного большинства людей, успешно использующих замещающие остинации, позволяющие оставаться в рамках психической нормы.

Заключение

Понимание специфики механизмов Менталлиона, произвольных и непроизвольных, сущностных и оценочных, действующих как в норме, так и вне нормы, позволяет утверждать, что расстройства Эгогенной этиологии должны быть характерны для людей жизненно активных, не достигших еще пенсионного возраста. Всемирный Банк [45], признав недостаточным то финансирование, которое идет на восстановление психического здоровья, выступил в 2016 г. с инициативой дополнительной финансовой поддержки Плана Всемирной Организации Здравоохранения на 2013—2020 гг. [46]. Участие психиатров с теоретико-психологическим складом ума в разработке предложенной научной парадигмы психиатрии, в научном сопровождении этого проекта ВОЗ и ВБ, в разработке новых принципов психотерапии, в т.ч. и для целей инструктируемой аутопсихотерапии, стало бы залогом успешной реализации Плана и в преодолении тенденции к абсолютному и относительному росту психических расстройств в мире (см., напр., [47]), в облегчении нагрузок на национальные бюджеты.