Scientific journal
Scientific Review. Fundamental and Applied Research

RESEARCH AS A FORM OF ORGANIZATION OF INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY.

Leonidova T.V. 1 Blokhina N.A. 2 Degovtsova T.V. 3
1 All-Russian Scientific Research Institute of Fodder named after. V.R. Williams
2 MBOU school № 4, Dolgoprudny, Moscow region
3 OOO research Institute of greenhouse vegetable production
An important link in the career guidance system of students is the work of the school with parents. The use of design and research method is one of the most effective forms of work in career guidance. The authors consider research as a form of organization of interaction between school and family. The role of parents in a child's research is enormous. It consists of motivational, informational, organizational, technical support. The results of the experience in the comparative evaluation of different varieties of tomatoes, conducted by a student of the school on the basis of the research Institute of vegetable cultivation of protected soil are presented in article. In the course of the research, the parents helped their child to find necessary tools and methods, introduced him to new varieties of tomatoes, cultivation technology, helped to prepare for defending of the presentation. Joint research work helps to implement family opportunity, closer to family members, working together with children, parents better understand their problems, abilities, compensate for a deficiency of communication. Coordinated interaction of teachers, students and parents, including mutual support, mutual assistance, mutual responsibility, is accompanied by positive emotions and aimed at achieving agreement and the desired result in the learning process. The experience gained as a result of the work will allow our student to choose a future profession.
career guidance
research activity
interaction of school and parents.

Введение .

Правильный выбор профессии школьниками является первым и наиболее значимым шагом на пути карьерного роста. Однако вопрос :как выбрать подходящую профессию школьнику, который еще не успел ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками той или иной сферы деятельности, является очень актуальным.

Настоящая профориентация начинается не там, где учитель рассказывает о различных профессиях, а там, где школьник может своими глазами увидеть трудовой процесс и познакомиться с результатами того или иного труда [1, 2].

Конечно, большую роль в самоопределении ребенка играют родители.

Помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Они могут оказать большую помощь школе в организации экскурсий, проведении производственной практики на предприятии и ознакомлении учащихся с особенностями различных профессий, организации исследовательской работы учащихся.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям [3].

В связи с внедрением новых образовательных стандартов исследовательская деятельность в школе стала одной из основных форм учебной деятельности школьников. Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности, помогает определиться с выбором профессии. Применение исследовательского метода в обучении способствует расширению знаний и умений в области выбранной специальности.

Совместная работа педагога, детей и родителей по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Проявление заинтересованности родителей исследовательской деятельностью ребенка - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении исследования [4].

Дети часто не знают, где и как работают их папы и мамы. И снова исследовательская деятельность, в которой должны принять непосредственное участие родители, помогает им решить данную проблему, намного больше узнать о своих мамах и папах, а родителям в свою очередь, сделать вывод, что нужно больше рассказывать о себе и о своей работе ребенку [5].

Работая вместе с детьми, родители больше времени проводят с ними. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектно-исследовательской деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, ашей работы их родителями.

Цель нашей работы: определить эффективность исследовательской деятельности как формы организации взаимодействия школы и семьи и провести опыты учеником школы на базе ООО НИИ овощеводства защищенного грунта по сравнительной оценки различных сортов томатов компании Гавриш.

Материалы и методы.

Наше знакомство с родителями нашего ученика началось с разговора учителя биологии с мамой, которая работает научным сотрудником в ООО НИИ овощеводства защищенного грунта, по поводу оказания помощи сыну в проведении исследований. Она с радостью согласилась. Сын помогал маме выполнять ее работу. Он принимал участие в закладке опыта: в посеве семян томатов, пикировке сеянцев, высаживании рассады, в подвязке растений и сборе урожая.

Для проведения исследований были выбраны различные сорта томаты, т.к. высокая продуктивность, широкое распространение, хорошие вкусовые качества и многообразие использования сделали томат одной из самых распространенных культур в нашей стране. Вырастить качественные и вкусные томаты в условиях умеренного климата - настоящее искусство. Более того, выбор имеющихся в продаже сортов этой культуры настолько велик, что в этом разнообразии можно и потеряться. Поэтому ученик нашей школы решил разобраться в многообразии сортов томатов и сравнить несколько сортов томатов агрофирмы «Гавриш» .

Опыт проводился в теплице селекционного центра «Павловская слобода» Истринского района с апреля по сентябрь 2017 года. «Павловская слобода» является опытным хозяйством агрофирмы «Гавриш» . Площадь селекционного центра составляет 2 га. На территории имеется 20 теплиц. Теплицы ангарного типа по 550 кв. м. В почву вносили на 1 кв. м 3-5 кг перегноя, минеральные удобрения: 70 г двойного суперфосфата, 30 г сульфата калия. Исследования проводили с индетерминантными среднеспелыми сортами томатов – Виагра, Монисто шоколадное, Монисто изумрудное, Золушка шоколадная, Баварские колбаски. Все исследуемые сорта имеют плоды коричневого цвета. Томаты выращивали рассадным способом. При выращивании рассады соблюдали рекомендуемые температурный и световой режим , сроки пикировки. Посев рассады проводился 8 апреля 2017 года . В теплицу рассада была высажена 10 мая.

Схема посадки – ленточная двухстрочная. Расстояние между растениями в ряду – 40 см, расстояние между рядами 50 см. Во время вегетации томаты подкармливали несколько раз : до завязывания плодов на первых соцветиях минеральными удобрениями брали в соотношении N:P:K - 1:5:1, при массовом наливе плодов –N:P:К -1:0,8:1, перед созреванием плодов – N:Р:К – 1:0,5:1,7. Подкормки проводили 1 раз в две недели.

Через две недели после высадки рассады растения опрыскивали от фитофторы препаратом Квадрис .Подвязка томатов проводилась шпагатом к шпалере (шпалерная подвязка).

Результаты исследований. В ходе исследований учеником сравнивались индетерминантные сорта томатов по урожайности, по форме плодов, количеству плодов в кисти, срокам созревания, высоте растений ( таблица ).

В результате исследований было установлено, плоды томатов сортов Монисто шоколадное и изумрудное (фото 1, 2) были массой 25-30 г., плоды томата сорта Виагра – 110 г (фото 3), плоды томата сорта Баварские колбаски – 30-35г (фото 4), плоды сорта Золушка шоколадная- 30г(фото 5). Форма плодов томатов сортов Монисто шоколадное и изумрудное - сливки, сорта Виагра - округлый, сорта Баварские колбаски - сливки, сорта Золушка шоколадная – сливки.

 

Таблица . Характеристика сортов томатов

Сорта

Высота растений, м

Срок созревания

Масса плодов, г

Форма плодов

Количество плодов в кисти, шт.

Урожайность

 

кг с кв. м

Монисто шоколадное

1,8

110-120

25-30

Мини

сливки

25-30

12

Монисто изумрудное

1,8

110-120

25-30

Мини

сливки

До 13

12-13

Виагра

До 1,7

110-112

110-115

округлые

5-6

13-15

Баварские колбаски

более 2

110-120

30-35

Вытянут.

сливки

10-12

11-12,4

Золушка шоколадная

более 2

110-112

30

сливки

6-8

8-12

 

Количество плодов в кисти у томатов сортов Монисто шоколадное было 25-30 шт., сорта Монисто изумрудное было до 13 шт., сорта Виагра – 5-6 шт, сорта Баварские колбаски – 10-12 шт., сорта Золушка шоколадная – 6-8 шт. Томаты сорта Монисто шоколадное отличаются от томатов сорта Монисто изумрудное количеством плодов в кисти и большим количеством кистей.

Все исследуемые сорта были одного срока созревания – 110-120 дней, однако томаты сорта Золушка шоколадная в условиях 2017 года созрели быстрее, чем другие сорта. Более высокорослыми были томаты сортов Баварские колбаски и Золушка шоколадная.

Монисто шоколадное

Фото 1. Монисто шоколадное.

Монисто изумрудное

Фото 2. Монисто изумрудное.

IMG_3200

Фото 3. Виагра.

Фото 4. Баварские колбаски. Фото 5. Золушка шоколадная .

 

Таким образом, в наших исследованиях сорта томатов Монисто шоколадное, Монисто изумрудное, Виагра, Баварские колбаски и Золушка шоколадная практически не отличались по высоте и срокам созревания. В большей степени сорта отличались по массе плодов, форме плодов, количеству плодов в кисти.

Какова же роль мамы в проведении исследований? Далеко не последняя, она заключалась в мотивационной, информационной, организационной, технической поддержке. В ходе исследований мама помогала найти сыну необходимые для этого средства и способы, знакомила его с новым сортами томатов, технологией выращивания, помогала готовиться к защите презентации. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Самым весомым аргументом в пользу привлечения к исследованиям собственного ребенка было заинтересованность в успешности сына.

Результаты исследований были представлены учеником нашей школы на различных конференциях, так на городской конференции проектных и исследовательских работ он стал призером, на VII Открытом межрегиональном экологическом фестивале «Древо жизни» - лауреатом II степени, XXV Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и на IV Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» - призером и был участником регионального учебно-методического семинара «Проектно-исследовательская деятельность как средство интеллектуального развития школьников». Надеемся, что полученный в результате проведенной работы опыт позволит нашему ученику определиться с выбором будущей профессии.

Заключение. Исследовательская работа, в которую вложен совместный труд школьника, родителей и учителя, усиливает взаимопонимание, взаимоуважение и взаимообогащение, и может стать интересным общим делом. Взрослые выступают активными координаторами, сопровождающими и направляющими гармоничное развитие творческих, самостоятельных и исследовательских умений ребенка. Совместная исследовательская работа помогает сблизится всем участникам исследовательского проекта, работая вместе с детьми, родители лучше понимают их проблемы, способности, восполняют дефицит общения.

Таким образом, совместная исследовательская деятельность играет большую роль в организации сотрудничества семьи и школы. Согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, сопровождается положительными эмоциями и направленно на достижение согласия и желаемого результата в учебном процессе. Полученный в результате проведенной работы опыт позволит нашему ученику определиться с выбором будущей профессии.