Введение
Сегодня многие педагоги осознают, что современная система образования находится в кризисном состоянии. Она не способна обеспечить гармоничную эволюцию сознания учащегося. Сознание студентов не успевает перестраиваться вслед за быстро меняющимися технологиями и новыми научными открытиями. Программы образовательного процесса отстают от быстро меняющего производства. Люди теряются в огромном объеме новой информации [1]. Резко снизилась мотивация учащихся к образованию, реализуемому в его традиционных институтах и форматах. Модульно-компетентностный подход не принёс ожидаемых результатов. Поэтому можно сделать вывод, что традиционные школы устарели, и не соответствуют уровню развития науки, производства и культуры, и не отвечают потребностям общества.
Что же нас не устраивает в образовании сегодня? Всеобщие законы мироздания и общие законы человеческого общества не входят в программы обучения ни среднего, ни высшего образования. Поэтому многие студенты не имеют собственных идеалов и ориентируются на иллюзию вседозволенности и могущества человека. Создаются условия для манипулирования личностью [2]. Происходит падение нравственности, здоровья, успеваемости студентов. Преподаватели высшей школы, не знающие законы психологии, не могут правильно выстроить занятие, не навредив здоровью учащемуся.
Современное общество уделяет большое внимание научно-техническому прогрессу, но забывает о нравственном аспекте будущих ученых. Молодых людей не учат ответственности за свои поступки и мысли.
Отсутствие современной теории познания, основанной на общих законах познания, нарушает принципы преподавания, воспитания и процесса познания. Традиционная система образования, ориентированная на логическое мышление (левополушарное), нарушает гармоничное развитие студента.
Отсутствует общепризнанный эталон научно-духовного мировоззрения [3].
На современном этапе развития педагогики прослеживаются две парадигмы: традиционализм, как сохранение прежних подходов к образованию и воспитанию, и реформаторская педагогика – как стремление к их изменению. Все более актуальными становятся вопросы обновления образования.
Рассмотрим этапы развития образования и педагогической науки.
Этапы развития педагогики
Термин педагогика возник от древнегреческого слова «Παιδαγωγικ?», означающего «детовождение, детоведение».
Педагогика как наука изучает воспитательные отношения, возникающие в процессе образования и обучения с элементами самовоспитания, самообразования и самообучения. Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как биологическую систему и как социальное существо, с психологией и философией.
Объект изучения педагогики – образование. Предмет педагогики – система отношений в образовательной деятельности. Основные цели педагогики: развитие человека «на физическом, творческом, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном уровнях» [4]. Педагогика изучает три главных составляющих образовательного процесса: цели обучения; содержание обучения; формы и методы обучения.
Можно выделить следующие этапы становления педагогики. Природный этап становления педагогики (до VIII в. до н. э.) характеризуется тем, что воспитание не отделено от совместного труда; социальный опыт передается через устное народное творчество.
Философский этап становления педагогики охватывает период с VIII в. до н.э. по ХVII вв. н.э. Педагогические знания остаются частью философии. На данном этапе сделаны первые попытки обобщения опыта воспитания и образования (Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций). Созданы первые системы обучения и воспитания: спартанская и афинская. Основная цель античного образования (III в до н. э. – V в.) заключалась в воспитании всесторонне развитой личности. Появились учебные заведения: мусические гимнастические школы, «гимнасий», эфебии. Основное направление обучения: литература искусство, музыка, пение, математика рисование, пятиборье.
В средние века (ХIV- ХVI вв.) основными учебными заведениями становятся церковные школы и университеты.
Научный этап становления педагогики (таблица 1) начинается с ХVII вв. н.э. и определяется наличием понятийного аппарата педагогики, формированием её структуры и теоретических основ. В зависимости от стиля научного мышления менялись цели, задачи, методологии и методики обучения. На данном этапе можно выделить классическое (ХVI – ХVII вв.), неклассическое (XIX – 40 гг. ХХ в.), постнеклассическое (50-90 гг. ХХ в.) и ноосферное (90-е годы ХХ- XI вв.) образования.
Выдающиеся педагоги данного периода создали собственные подходы, педагогические концепции. Например, Ф.А. Дистервег (1790–1866 г., Германия) ввел принципы «инструментальности» и «культуросообразности»; Иоганн Гербарт (1776–1841г., Германия) – принцип «этичности» и «психологичности»; И.Г. Песталоцци (1746–1827 г., Швейцария) предложил идею развивающего обучения и принципы «эмпатии» и «природосообразной гармонизации»; К.Д. Ушинский (1824–1870 г., Россия) предложил принципы «демократичности» и «воспитывающего обучения»; М.В. Ломоносов (1711–1765г., Россия) сформулировал принципы «риторичности» и «системности». П.П. Блонский, В.Ф. Базарный, А.М. Кушнир, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский сыграли важную роль в осмыслении необходимости концептуальных, методологических, методических, теоретических, кадровых, организационных, эволюционных изменений в образовании и в педагогической науке.
Период сороковых – девяностых годов двадцатого века ознаменовался всплеском огромного количества авторских методов и методик, педагогических приёмов и технологий, что привело к забвению системного подхода в образовании [5].
Таблица 1- Научные этапы становления педагогики
Этапы развития |
Научный фундамент |
Цель обучения |
Содержание |
Виды учебных заведений |
педагогические методы |
классическое образование |
|||||
ХVI – ХVII вв. |
ньютоновская парадигма Мира |
воспитание образованного человека на базе наследия прошлого (по образцу античного) |
Древние языки, риторика, математика история, география, музыка, танцы |
Классичес- кие гимназии, школы, университеты |
монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ учебных книг, письменные работы учеников |
неклассическое образование |
|||||
XIX – 40 гг. ХХ в. |
Принципы относительности А.Эйнштейна, дополнительности Н. Бора |
обучение навыкам ремесленного труда |
обучения с ориентацией на труд промышленных рабочих, механиков и инженеров |
реальные школы и училища |
трудовое обучение |
постнеклассическое образование |
|||||
50-90 гг. ХХ в. |
Научно-технический прогресс |
воспитание человека с широкими интересами |
традиционные программы |
Специальные школы (математические, языковые, художественные, спортивные |
предложено около 500 авторских методов и методик. педагогическиеподходы к образованию: экологический, гуманный, профильный, интернациональный, специальный. |
ноосферное образование |
|||||
90-е годы ХХ- XI вв. |
теория Творения и генетического единства Мира, система Всеобщих Законов Мира, Законов человеческого общества, законов познания |
воспитание гармоничной личности |
расширенная программа, три иностранных языка. |
Ноосферные школы и университеты |
методология ноосферного образования; системологический подход |
В конце 70-х – начале 80-х гг. на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков: В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили [6], И.П. Волков, М.П. Щетинин. Они развили педагогику сотрудничества и сотворчества. Амонашвили Ш. внес большой вклад в процесс гуманизации воспитания и обучения школьников.
XXI век поставил новые цели перед образованием: развитие здоровой личности; эффективное усвоение информации и умение ее применять в жизни; формирование созидательного мировоззрения [7]. Данный этап в эволюции образования был назван ноосферным (от греческого слова noos — разум). Еще в двадцатые годы XX века В.И. Вернадский обратил внимание на мощное влияние мыслительной деятельности человека на окружающую среду и преобразование биосферы. Разумно управляемую человеком биосферу он назвал ноосферой, т.е. сферой разума.
Так в России родилась новая научная школа педагогики – инновационная «природосообразная» система образования. Её задачей стало интегрирование лучших наработок человечества в педагогике, психологии, философии, науке, культуре, истории развития и мысли.
Ноосферное образование.
«Ноосферное» (природосообразное) образование – инновационная наукоёмкая педагогическая система [8]. В традиционной системе образования всеобщие законы мироздания не изучаются, а нравственные, физические и социальные законы рассматриваются обособленно. «Ноосферное» же образование строится на фундаменте всеобщих законов мироздания, образования, познания и психики человека.
В отличие от современной педагогической практики, направленной на развитие словесно-логического мышления, «ноосферное» образование нацелено на развитие целостного мышления. Студента необходимо научить не только логическому, но и образному, творческому мышлению, адекватному природе мозга.
Для этого надо в процессе обучения задействовать оба полушария головного мозга. Само слово «образование» (учить с помощью образов), говорит о необходимости развития образного мышления. Активизация наглядно-образного и наглядно-действенного мышления осуществляется через учебные (информационные) образы и интеллектуальные (ментальные) карты. Целостные образы явлений и объектов воспринимаются всеми органами чувств и надолго остаются в памяти.
Для формирования системного мышления гуманитариям необходимо изучать знания, накопленные человечеством в научно-технической сфере, а студентам технических специальностей надо гуманизировать свою деятельность.
Для успешного обучения студенты должны овладеть «сущностным словом», раскрывающим глубинный смысл явлений. В овладении «смысловым» словом важную роль играют предметы гуманитарного цикла. Биоадекватное изучения данных предметов формирует богатство образов и ясную мысль. Большую помощь в овладении «смысловым словом» оказывает изучение древнеславянской азбуки, которая является матрицей законов мироздания и имеет глубокий философский смысл. Азбуку можно рассматривать как шифр творения. Недаром все народы воспринимают слово, как начало творения, как буквенный код нашего бытия.
Изучение предметов естественнонаучного цикла помогает понять суть явлений окружающего мира. Точные науки помогают понять законы развития природы, человека, общества, мирового пространства на базе Всеобщих Законов Мироздания и общих законов человеческого общества. В результате понимания практического смысла языка точных наук студент приобретает умение управлять собой, своей деятельностью, перспективно мыслить, решать тактические и стратегические задачи.
Проектная деятельность дает понимание принципов, ценностей, норм деятельности, методов решения конкретных задач, условий, рисков. При этом студента необходимо научить принимать решения не только экономически выгодные, но и экологически рациональные. Важно научить будущего специалиста и принимать ответственность за принятые решения.
Ноосферные законы образования впервые обосновывают необходимость релаксационно-активного режима в учёбе, адекватного природным биоритмам человека. Биоадекватная методика преподавания рекомендует строить урок чередованием активной (рис.1) и релаксационной формы (рис.2) восприятия и усвоения учебной информации.
Рис.1 Активные формы изучения информации
Рис.2 Релаксационной формы изучения информации
Данная методика преподавания учебных дисциплин повышает успешность воспитательного и образовательного процессов учащихся [9]. Мировоззрение «ноосферной» школы строится на философии генетического единства Мира – космоса – человека – природы [10].
Наиболее ценные личностные результаты выпускника «ноосферной» школы: преобладание духовных интересов над потребительскими, осознание себя как субъекта вселенской жизни, осознание ответственности за свои мысли, чувства и поступки перед обществом и природой, осознание себя как человека – творца, способного мыслить и действовать нестереотипно, глубоко и созидательно.
Потенциал целостного мышления проявляется в личном творческом поиске студентов, трудолюбии, организованности, инициативности, потребности в свободе выбора [11].
Данная инновационная система образования была апробирована в образовательных учреждениях восьми регионов России, а также в Украине и Казахстане. Высокие результаты позволяют предложить данную систему образования к внедрению в практику не только среднего, но и высшего образования.
Технологию «природосообразного» образования можно вводить поэтапно, без изменения государственных стандартов, структуры традиционной системы высшего образования при условии переподготовки профессорско-преподавательского состава.
Выводы
Внедрение инновационной системы образования и воспитания в высшие учебные заведения обеспечит высокое качество знаний, мотивацию к учебе, сбережение здоровья; духовно-нравственный рост; мировоззренческую гармонию; социализацию личности; сокращение социальных затрат.