Задача для психики, которую
человек может и должен себе поставить,
-- это ощущать себя не в безопасности,
а быть способным толерантно
воспринимать небезопасность.
Эрих Фромм.
Введение
Призыв Всемирного Банка 2016 г. «Сделать психическое здоровье глобальным приоритетом» [1], принятый в том же году Всемирной Организацией Здравоохранения [2], может быть поддержан благодаря новому пониманию этиологии психических расстройств [3, 4], основывающемуся на Принципе пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам [5, 6] и на учитывающей этот Принцип концепции Менталлиона [7, 8].
Для такой акции глобального масштаба были веские основания, прежде всего ухудшающаяся ситуация в мире. В 2018 г. ВОЗ констатировала [9]: «Бремя психических расстройств продолжает нарастать, оказывая существенное воздействие на здоровье, важнейшие социальные и человеческие права, а также на экономику во всех странах мира.» С этим связано и недовольство психиатрией как наукой, что выражается в констатации факта системного кризиса в этой науке [10], в отсутствии ее настоящей парадигмы [11], в существовании международного веб-ресурса критической психиатрии [12], а также ресурсов, оказываующих альтернативную помощь (в дополнение к психиатрии как службе психического здоровья или вопреки ей) психически нездоровым и их опекающим [13--15].
Предлагаемая публикация, в которой представлен понятийный аппарат теоретической (пост-эволюционной) психиатрии и психологии [16], базируется на многолетних междисциплинарных исследованиях автора. Принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам [3--5] и концепция Менталлиона [7, 8], сопряженная с ним, образующие единую парадигму психиатрии и психологии [6, 16], сопрягаются и в норме и при ее нарушениях с когнитивным принципом толерантности [5, 7] как главным регулятором психических процессов, стали в результате теоретической основой для новых научных направлений -- пост-эволюционной психиатрии [6] и пост-эволюционной психологии [8]. Пост-эволюционная психиатрия, как теоретическая наука, получив парадигму вместо ущербной т.наз. «медицинской модели» [10], позволила выявить новую этиологию психических расстройств -- Эгогению [5, 6], т.е. самовредящее воздействие психики, -- и представить Эгогению-плюс [4, 16] как инструктируемую психиатром ауто-психотерапию по восстановлению динамического баланса психики. В частности, понимание эгогенной этиологии пост-натального аутизма и фантомных болей у ампутантов позволило выработать рекомендации типа Эгогении-плюс [3], а для преодоления расстройств сна -- представить толерантную релаксацию [17].
Можно предполагать, что самый существенный вклад в реформирование психиатрии как социальной службы психического здоровья теоретическая психиатрия сможет внести благодаря реализации во многих странах национальных /региональных информационно-исследовательских проектов под общим названием «Сократить и облегчить пути к психическому здоровью». Первым, под эгидой Армянской Психиатрической Ассоциации, было представление Армянского пилотного проекта под тем же названием [16]. При этом глоссарий пост-эволюционной социологии, представленный там, как имеющей ту же парадигму, что и психология и психиатрия, в уточнонном и дополненном виде воспроизводится и здесь. В нем даны и дефиниции тех понятий, которые потребовались бы в устно-письменных соцопросах в рамках национальных / региональных проектов «трансфузии» психического здоровья, концепция которых приводится здесь в уточненном и дополненном виде.
Тезисно о теоретической (пост-эволюционной) психиатрии
- Основным принципом жизни, возникшей на Земле в результате эволюции, которая приобрела характер элиминирующего отбора, является общебиологический принцип толерантности (ОБПТ) – Природа толерантна к различиям [18], – выражающий очевидное положение о многообразии жизни.
- Для высших животных, включая вид Homo sapiens, проявлением ОБПТ на уровне психики является когнитивный принцип толерантности (КПТ), в соответствии с которым у животных непроизвольно, а у человека -- еще и произвольно, во всех психических процессах, нормальных и паранормальных, -- присутствует толерантность к различиям [5, 7].
- Биологический смысл КПТ – это компромиссное решение природы на запрос элиминирующей эволюции, требующей минимизации времени выхода животных из экстремальных ситуаций, а значит, и узости поля сознания (УПС). Компромисс заключается в том, что приобретение жизненного опыта животными становится возможным лишь благодаря КПТ -- т.е. толерантности мозга к различиям [7].
- УПС, являясь преимуществом в условиях дикой природы, для человека, фактически унаследовавшего УПС, в условиях цивилизации, гораздо более сложных, стала недостатком [4, 7] -- дефицитом панорамного мышления (ДПМ).
- Амбивалентность ДПМ: с одной стороны – это стимул познания, реализовавшийся в создании ДПМ-цивилизации; с другой – корневая причина человеческих бед, не вполне осознанная до сих пор экзистенциальная мета-проблема глобального масштаба [19].
- Механизмом психики, реализующим КПТ, являются толерантные охваты когнитивные (т-охваты), сущностные и оценочные, каждый из которых может быть непроизвольным (унаследованным от животных) или произвольным (специфически человеческим) [6--8].
- Открытие в 2014 г. уникальной зоны в префронтальной коре человека [20], аналога которой нет у ближайших животных предков человека, позволило интерпретировать произвольные т-охваты как осуществляемые с участием именно этого нейронального субстрата.
- Преодоление ДПМ всерьез, используя т-охваты предметные и оценочные, – это наука, изобретательство, творчество по жизни; но есть еще обыгрывание преодоления ДПМ -- это юмор, вербальный (устный и письменный), поведенческий и художественный. Секрет вербального юмора из глубин эволюции [21] как раз и заключается в том, что произвольный сущностный т-охват всегда является новым сопоставлением того, что раньше не сопоставлялось (один из объектов сопоставления может при этом лишь подразумеваться), -- в расчете на сообразительность слушающих или читающих. Аналогично, поведенческий юмор (для смотрящих) -- это новое, неожиданное сопоставление поведенческой нормы (всем известной) с каким-то ее искажением. Подобное же сопоставление проводится и в юморе художественных образов.
- В той же степени, в какой принцип ОБПТ является общебиологическим [18], КПТ, как следствие ОБПТ, является принципом общепсихологическим, поскольку он регламентирует все психические процессы -- как в норме [7, 8], так и в патологии [4--6].
- Общность между ОБПТ и КПТ видится еще и в масштабе охватываемых ими областей компетенции: благодаря ОБПТ, во всем богатстве систематики существует жизнь, порожденная эволюцией на Земле, а благодаря КПТ на той же планете создана человеческая цивилизация [19].
- С понятием сущностного т-охвата согласуется его нейронный субстрат – сохраненная в памяти энграмма. Время существования таких энграмм -- от долей секунды (при перцепции) до нескольких десятков лет (у энграмм долговременной памяти).
- Единство инструментов психики позволяет понять Эгогению -- новую этиологию психических расстройств [3--5], являющуюся самовредящим воздействием психики, и представить Эгогению-плюс [5, 6], т.е. инструктируемую ауто-психотерапию или ауто-психопрофилактику для восстановления и сохранения динамического баланса психики.
Понятийная основа теоретической (пост-эволюционной) психиатрии
Внимание -- экзистенциальная основа психической активности человека. Элементарный акт В.-- это произвольный или непроизвольный сущностный т-охват, сопровождаемый произвольным или непроизвольным оценочным т-охватом. Психофизиологическое значение В. как остинации -- поддерживать бодрственное состояние организма, дабы не допускать его повреждений; психологическое значение В. -- время от времени производить эго-рекогниции, препятствуя деперсонализации. Автоматизм В. в состоянии бодрствования поддерживается чередованием толерантных линков.
Дефицит панорамного мышления -- качество мышления человека, имеющего унаследованную от животных предков узость поля сознания. Д.п.м. усугубляется при негативных эмоциях и, сужая возможности рефлексии, становится фактором Эгогении.
Динамическое равновесие -- состояние психики человека, нашедшего нужные замещающие остинации для противодействия первичной остинации, воздействующей на его психику в силу пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам.
Доминант -- тип личности, в отличие от субдоминанта, имеющей выраженную склонность руководить, возглавлять и организовывать.
Единая парадигма психологии и психиатрии -- объединение принципа пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам и согласованной с ним концепции Менталлиона, представляющей базовые инструменты и факторы психической активности человека. Применение Е.п.п.п. оправдано также в социологии, поскольку в ней появляется новая область исследований -- пост-эволюционная социология [16] -- и открывается возможность проведения социологических исследований и соцопросов, могущих представлять интерес и для психиатрии как службы психического здоровья.
Замещаемая остинация -- постоянное переживание индивидом психического дискомфорта из-за нарушений динамического баланса его психики, вызывающее потребность в замещающих остинациях. Главная З.о. -- первичная остинация, другие -- психические расстройства в начальной или развитой фазах, психотерапевтическим методом воздействия на которые является какая-то замещающая остинация или комплекс замещающих остинаций.
Замещающая остинация -- психическое переживание человека при совершении им какой-либо повторяющейся поведенческой и/или ментальной активности для удержания динамического равновесия его психики.
Когнитивный принцип толерантности (КПТ) -- принцип, в соответствии с которым психика человека и высших животных, выживших в эволюционном процессе с элиминирующим отбором, обладает эволюционно унаследованным качеством -- неосознанно (у животных), осознанно и неосознанно (у человека) проявлять толерантность к различиям. К.п.т. является следствием общебиологического принципа толерантности.
Комплекс замещающих остинаций -- набор остинаций, выбранный индивидом самим или принятый им по рекомендации психиатра / психолога с целью противостоять реализации предрасположенности человека к психическим расстройствам и снимать симптомы уже проявившихся психических расстройств.
Личностно-социальная эго-рекогниция -- экзистенциальная остинация, позволяющая человеку, при наличии действенной физической эго-рекогниции, осознавать и формировать себя как личность, поддерживать и расширять социальные контакты.
Менталлион (контаминация англ. MENTAL(lity) ум, интеллект + LION лев, царь зверей) -- концепция теоретической основы психики человека, базирующаяся на принципе пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам и на согласованном с ним когнитивным принципом толерантности. Универсальными инструментами М. являются толерантные охваты (т-охваты), которые могут быть сущностными т-охватами и оценочными т-охватами, произвольными или непроизвольными; главным фактором М.является дефицит панорамного мышления.
Общебиологический принцип толерантности (ОБПТ) -- принцип многообразия жизни, порожденной эволюционным процессом на Земле, по которому живая природа толерантна к различиям всякого рода. Являясь перефразировкой этого очевидного положения, ОБПТ может служить примером упущенной очевидности: ведь следствием ОБПТ в мире высших животных, прошедших эволюцию с элиминирующим отбором, сделавшим узость поля сознания (т.е. малость объема оперативной памяти) преимуществом в выживании, стал когнитивный принцип толерантности -- основной принцип психической активности высших животных, в т.ч. и человека.
Остинация -- родовое название, включающее первичную остинацию, обусловленную предрасположенностью человека к психическим расстройствам, замещаемые остинации, от которых психика человека стремится избавиться, и замещающие остинации или комплексы замещающих остинаций.
Оценочный т-охват -- психическая операция произвольного/ непроизвольного оценивания совершаемых сущностных т-охватов. В социальном аспекте каждый из нас, живущий в человеческом сообществе, может стать для других членов сообщества объектом для сущностных т-охватов, с последующими оценками О.т-о., обычно сопрождающимися выходом эмоций.
Первичная остинация -- суммарное психо-физическое воздействие на человека цивизационных условий существования, находящихся в противоречии с его животной природой и приводящих в результате к пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам.
Пост-эволюционная предрасположенность человека к психическим расстройствам -- принцип, в соответствии с которым психические расстройства являются эпифеноменом цивилизации, а их этиология связывается с несоответствием «животной» части природы человека цивилизационным условиям его существования.
Психическая напряженность -- психическое состояние, приводящее к усугублению дефицита панорамного мышления и оскудению рефлексии. Проявления П.н. -- тревога, опасение, паника, фрустрация и другие проявления первичной остинации -- могут перерасти в психическое расстройство.
Психическое расстройство -- длительное нарушение динамического равновесия психики в результате неудавшихся ее попыток справиться с первичной остинацией.
Рефлексивный тип -- тип личности, в отличие от рефлективного типа, склонной к рефлексии.
Рефлективный тип -- тип личности, в отличие от рефлексивного типа, не склонной к рефлексии.
Рефлексия (от позднелат. reflexio обращение назад) -- специфическая остинация, в которой сущностные т-охваты, сопровождаемые оценочными т-охватами, производятся во внутреннем (ментальном) пространстве с целью анализа, лучшего понимания и осознания чего-либо, самопроверки себя -- собственного поведения, ранее сделанного или сказанного.
Самосознание -- остинация осознавания себя как индивидуальности, базирующаяся на Эго-рекогниции. Синоним С. «по Менталлиону» -- Личностно-социальная эго-рекогниция.
Субдоминант -- тип личности, не имеющей выраженной склонности руководить, возглавлять и организовывать.
Сущностный т-охват -- элементарный психический акт произвольного/ непроизвольного выбора: в ментальном пространстве -- репрезентаций, в пространстве внешнем (окружающем) или внутреннем (организменном) -- объектов восприятия. Пара С.т-о. и оценочный т-охват образует толерантный линк.
Толерантная релаксация -- замещающая остинация, позволяющая снимать психическое напряжение, в т.ч. при расстройствах сна.
Толерантный линк -- двучленная последовательность сущностного т-охвата и его оценки -- оценочного т-охвата.
Толерантный охват (т-охват) -- универсальный инструмент психики, согласующийся с когнитивным принципом толерантности. Каждый завершенный Т.о. начинается с выбора внешнего или внутреннего объекта внимания, т.е. как сущностный т-охват, и завершается выбором оценки этого объекта (этих объектов), т.е. как оценочный т-охват. Сущностные и оценочные т-охваты могут быть непроизвольными и произвольными.
Узость поля сознания -- эволюционный коррелят сознания человека, унаследованный от его животных предков, прошедших миллионы лет эволюции с элиминирующим отбором. У Человека Разумного главным проявлением У.п.с. стал дефицит панорамного мышления.
Физическая эго-рекогниция -- стадия самосознания, появляющаяся у человека в самом раннем онтогенезе. Э. присуща и животным, поскольку без нее невозможен инстинкт самосохранения. Сформировавшаяся в процессе миллионов лет эволюции, Э. должна бы обладать повышенной устойчивостью к отказам, и то, что отказ от своего Я все-таки происходит (при деперсонализации, расстройствах множественной личности, злоупотреблении ПАВ, при суицидальных попытках), свидетельствует о том, что психологическая защита от психических расстройств может принимать экстремальные и извращенные формы.
Экзистенциальные остинации -- это физическая эго-рекогниция и личностно-социальная эго-рекогниция.
Эгогения (лат. ego я + др.-греч. genesis порождение) -- разновидность остинации, являющейся самовредящим воздействием психики, обусловленным конфликтом непроизвольных и произвольных оценочных т-охватов при усугубленном, из-за психической напряженности, дефиците панорамного мышления.
Эгогения-плюс -- остинация, замещающая Эгогению и дающая возможность индивиду, осведомленному об инструментах и факторах Менталлиона, выводить себя из состояний, возникающих в результате самовредящего воздействия на психику или из-за других причин.
Экзистенциальные остинации -- это физическая эго-рекогниция и личностно-социальная эго-рекогниция.
Эмоции -- психические реакции, сопровождающие оценочные т-охваты в форме выразительных движений -- мимических и пантомимических, жестов и голосовой мимики, -- и становящиеся таким образом эмоциональными формами выражения произведенных оценок (вербальные оценки при этом могут даже отсутствовать). Первобытная сила Э., биологически востребованных в экстремальных ситуациях в дикой природе, используются человеком в ситуациях далеко не экстремальных, что может способствовать пониманию Э. и психических расстройств как важнейших социологических факторов.
Концепция национальных (территориальных) проектов «Сохранить и облегчить пути к психическому здоровью»
С социолого-медицинской точки зрения наша цивилизация выглядит так: в 2016 г. соотношение «психически нездоровые -- психически здоровые» было 15,5% на 84,5% [21]. Это значит, что тогда 6,5 млрд. чел. «знали», как сохранять психическое здоровье, а 1,1 млрд. чел. «не знали». Интерпретация по Менталлиону означает, что психически здоровые люди интуитивно сумели найти для себя комплексы эффективных замещающих остинаций, поддерживающих динамический баланс их психики, каковых у психически нездоровых не нашлось.
В подтверждение значимости замещающих остинаций для поддержания психического здоровья и о национальной обусловленности этих эффективных комплексов -- лишь два статистических факта для сопоставления (см. [16]): плотность населения в Японии в 10 раз больше, чем в США (330 и 33 чел./км2, соответственно), но распространенность (в процентах) психических расстройств там в 3 раза ниже, чем в США. Одна из причин тому видится в приверженности к ритуалам, этим замещающим остинациям, пропитывающим весь уклад общественной жизни Японии; другая -- в остинатных культах эстетического сопровождения всего -- предметов быта, одежды, интерьера, мест проживания и улиц.
Выражаясь метафорически, проекты «Сохранить и облегчить пути к психическому здоровью» можно было бы называть «трансфузией» психического здоровья от психически здоровых «доноров» к психически нездоровым «реципиентам». Проведя соответствующие соцопросы, сопоставив те и другие комплексы остинаций у «доноров» и у своих пациентов-«реципиентов», с учетом близости социодемографических показателей и психофизиологических типов личности у тех и других, психиатры могли бы иметь в своем распоряжении статистически проверенные рекомендации по сохранению и улучшению психического здоровья. У них появилась бы возможность предлагать своим пациентам для использования даже несколько комплексов остинаций от разных «доноров», имеющих близкие с каждым из «реципиентов» названные показатели.
Замечания по подготовке проектов «Сократить и облегчить пути к психическому здоровью»
1. Ведущую роль в инициации такого проекта на национальном уровне могли бы исполнить Национальная психиатрическая ассоциация и Министерство здравоохранения, которые могла бы рассчитывать на привлечение социологов, психологов и социальных психологов к формированию Национального Банка Данных по Психическому Здоровью (НБДПЗ) -- о комплексах замещающих остинаций у психически здоровых. Для России и других больших стран общий национальный проект может осуществляться лишь по регионам.
3. В работе [16], где был представлен Армянский Национальный пилотный проект, предлагалось создавать еще одну информ-базу данных, -- содержащую сведения, собранные психиатрами о своих пациентах и о тех замещающих остинациях, которые были у пациентов до нарушения динамического баланса их психики. Ввиду того, что практикующий психиатр в каждом конкретном случае сам это может выяснить, то ему для назначения варианта Эгогении-плюс для своего пациента нужен лишь Инфобанк о том, какие комплексы замещающих остинаций, по данным соцопросов, используют психически уравновешенные респонденты.
4. Близость показателей (социодемографических и психолого-типологических) у «донора» и «реципиента» означает, что социологическое исследование для НБДПЗ должно быть только индивидуальным, для удобства опрашивающих письменно-устным. Поскольку по каждому набору показателей «доноров» должна быть заметная представленность соцопросов (например, 10), то не превысить заранее их разумное общее количество (несколько десятков тысяч) можно лишь при выборочно-сплошном исследовании. Ввиду того, что, помимо выяснения простых (социодемографических) показателей требуется выявить у каждого «донора» доминантную личность или субдоминантную, с выраженным или невыраженным чувством юмора, принадлежность к рефлексивному или рефлективному типам, форма соцопросов может быть только смешанная -- непосредственно-опосредованная.
5. При интервьюировании респондентов-«доноров» главный объект исследования -- их комплексы замещающих остинаций, каковые для них будет понятнее для опрашиваемых называть «комплексами психозамещений, позволяющие психике противодействовать предрасположенности к психическим расстройствам».
6. Психология человека подсказывает полуанонимный вариант соцопроса: просить респондента назвать лишь свое имя. Пациенту-«реципиенту» тогда будет придана уверенность, что есть некий человек с конкретным именем, которому именно этот комплекс остинаций помогает удерживать динамический баланс психики. Для «донора» же указание только имени раскрытием его личностных данных считаться не может.
7. Пилотный проект, чтобы проверить эффективность проекта национального (регионального), рационально провести соцопросы психически здоровых респондентов в пределах города. Главный город страны (региона) при этом, естественно, предпочтителен.
* * *
В рамках Менталлиона известная житейская мудрость: «У всех свои комплексы». получает интерпретацию в духе Эгогении-плюс: у всех свои комплексы замещающих остинаций для поддержания динамического равновесия психики, но кому-то для этого лучше подойдут комплексы не свои, а чужие.
Об обоснованности теоретической базы Проекта
Сам запуск пробного Национального (территориального, городского) проекта требует представления каких-то особых доводов, подтверждающих его научную обоснованность, чтобы у психиатров-организаторов была уверенность, что они начинают нужное дело, от которого зависит улучшение психического здоровья, и что есть вероятность, что он будет поддержан в других странах. Такие доводы есть возможность предствить.
Прежде всего, это сделанное автором статьи подтверждение и конкретизация априорных принципов психической природы человека, выдвинутых известным российским психологом и методологом науки В.М. Аллахвердовым в [23]. Так, соответствие с его натурфилософским принципом --
«Природа психического проста и не роскошествует излишними причинами явлений. Поэтому, поскольку возможно, должно приписывать те же причины того же рода проявлениям психического» --
выражается в том, что концепция Менталлиона действует как в психологии, так и в психиатрии, поскольку эти науки имеют единую парадигму [4].
Принцип рациональности для психических процессов. Этот принцип --
«Психология, поскольку она объявляет себя наукой, должна исходить из того, что все психические явления поддаются рациональному объяснению, т.е. что все они имеют постигаемые причины» --
был изначально принят и автором, что и привело к пониманию пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам, каковая определяет характер всех его психических процессов как в норме, так и при ее нарушениях,
поскольку психология и психиатрия образуют единую науку как имеющие общую парадигму [4].
Принцип гносеологической редукции:
«Психическая деятельность есть неизбежное следствие процесса познания. Логика этого процесса должна считаться достаточной для объяснения всех явлений и механизмов психики человека» -- получил конкретную реализацию в концепции Менталлиона [5, 6], с его главными инструментами психики -- когнитивными толерантными охватами, сущностными и оценочными, произвольными и непроизвольными. Редукция выразилась в том, что нейрональный механизм т-охватов, отработанный миллионнолетней эволюцией, остался «за кадром» Менталлиона как модели психики. Попытка понять этот скрытый механизм привела В.М. Аллахвердова в [24] вплотную к понимаю когнитивного принципа толерантности к различиям в работе головного мозга человека [7, 8]. Об этом свидетельствует как его высказывание, в метафорической форме выраженное: «Мир в нашем сознании искажается до узнаваемости» [24], как и само название этой работы, начинающейся с заявления автора о своей позиции радикального когнитивизма.
Принцип необходимости негативного выбора:
«Любой результат познавательной деятельности, представленный в психике, обязательно сопровождается фиксируемым в психике отвержением каких-то других возможных решений данной познавательной задачи».
Такая познавательная деятельность автора работ, вносящих радикальную новизну как в психологию [7, 8], так и в психиатрию [3--5], не могла не потребовать критически обоснованного отрицания того, что новому, пост-эволюционному принципу предрасположенности, противоречит: в работах [4, 5] показана методологическая несостоятельность самого замысла В.П. Самохвалова [22] и Э. Стивенса & Дж. Прайса [23] поставить психиатрию на эволюционно-биологическую основу.
Можно принять во внимание также то, что Российская Академия Естествознания признала автора, предлагающего проект «трансфузии» психического здоровья, основателем 4-х новых научных направлений:
1. Теоретическая основа психической активности человека (Ad hoc [7]),
2. Пост-эволюционная психиатрия (Ad hoc [6]),
3. Пост-эволюционная психология (Ad hoc [8]),
4. Единая парадигма психологии и психиатрии (Ad hoc [4]).
Предлагается также учесть, принимая решение о формировании Национального (Регионального) Банка Психического Здоровья, еще и то, что в [7] дан ответ на скрытый вызов А. Эйнштейна, брошенный когнитивной науке: «Самое непостижимое в этом мире -- это то, что он постижим». Этой постижимости мира теперь можно удивляться уже гораздо меньше, поскольку оказались постижимы сами механизмы постижимости мира человеком [7], которые, являясь универсальными механизмами психической активности человека, действуют и в познании.
Подобную «поддержку» автору оказал и неявный призыв К. Юнга 1937 г. выявить связь психического и биологического [27]: «Отделение психологии от предпосылок биологии явно искусственно, поскольку душа человека живет в нерасторжимом единстве с телом.» В [7] такая связь действительно выявлена, притом самая прямая: когнитивный принцип толерантности [5, 7], определяющий психическую активность высших животных, включая человека, является следствием Общебиологического принципа толерантности к различиям [18] у животных с головным мозгом. Применительно же только к человеку на призыв К. Юнга удалось ответить даже «с превышением», поскольку через когнитивный принцип толерантности биология человека осуществляет свою связь еще и с психиатрией [4--6].
Признанием адекватности механизмов и факторов психической активности человека как в норме [7, 8], так и в патологии [4, 5] может служить и то, что своим высказыванием, данным в эпиграфе, Э. Фромм по существу предупреждает о существовании у человека той самой Эгогенной этиологии психических расстройств [3, 4] и дает рекомендацию, как с ней справляться (что по сути является одной из важнейших эвристик Эгогении-плюс, представленных в [4]).
Заключение.
Откликаясь на призыв Всемирной Организации Здравоохранения
Подход теоретической (пост-эволюционной) психиатрии позволяет оценить даже экономическую значимость проектов «Сократить и облегчить пути к психическому здоровью». Вот логика рассуждения, ведущая к такому выводу. На всех людей, имеющих психические расстройства, но не имеющих для этого органических оснований (а это прежде соматически здоровые, из когорты 25--50-летних, т.е. наиболее активных членов общества), общей причиной оказывается их собственное самовредящее воздействие психики, т.е. Эгогения. Но такая этиология означает, что психике доступна и ауто-психотерапевтическое воздействие -- Эгогения-плюс, до которой можно «дойти» самому или получив инструкцию психиатра, имеющего в своем распоряжении Национальный (региональный) банк психического здоровья, -- если дело дойдет до создания подобных инфобанков. Иными словами, к борьбе за возвращение своего психического здоровья могли бы подключиться те, кто наиболее всего в этом заинтересован, т.е. потерявшие динамический баланс своей психики. Возвращение в профессию, в нормальную жизнь, по грубой оценке, стало бы тогда возможным по крайней мере для 300 млн. человек -- из более миллиарда испытывающих психические расстройства [22].
Это означает, что цель, в 2016 г. Всемирным Банком объявленная [1] и Всемирной Организацией Здравоохранения в том же году принятая [2], -- «Сделать психическое здоровье глобальным приоритетом развития!», -- может быть достигнута, если во многих странах Национальным ассоциациям психиатров и/или Министерствам здравоохранения удастся инициировать и осуществить национальные (или региональные -- для больших стран) информационно-исследовательские проекты «Сократить и облегчить пути к психическому здоровью» по выявлению и изучению комплексов замещающих остинаций, -- тех самых, которые позволяют большинству людей быть психически здоровыми. Это означало бы, что в этих странах стали действующими Национальные (территориальные) Банки Психического здоровья. Можно предполагать, что в их формировании и последующем использовании свой научный интерес увидят и социологи и социальные психологи, поскольку социология [16], принявшая Менталлион [3, 4] и принцип предрасположенности человека к психическим расстройствам [4, 5], становится в большей степени объясняющей наукой.
Благодарности
Автор благодарен д.м.н. С.Г. Сукиасяну, зав. Отделом психического здоровья Ереванского «АртМеда», и президенту Армянской Психиатрической Ассоциации, главному редактору Армянского Журнала Психического Здоровья А.Ф. Согояну, поддержавших саму идею Армянского Национального пилотного проекта «Сократить и облегчить пути к психическому здоровью», что и выразилось в публикации [16].