Возрастающий интерес к области функциональной грамотности послужил необходимым звеном для многих исследований, в результате которых "функциональная грамотность" стала актуальной темой. Эта модель грамотности учитывает личные и социальные потребности и играет важную роль в углублении нашего понимания распространения, последствий и причин неграмотности.
Прежде чем говорить о функциональной грамотности, считается необходимым обратиться к его первоначальному определению. Понятие функциональной грамотности вошло в науку недавно: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую, правовую, медицинскую, социальную, экологическую, географическую, естественнонаучную, математическую, читательскую грамотность [1].
Согласно энциклопедическому словарю педагога, функциональная грамотность – это степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Это начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность. Противоположным функциональной грамотности выступает функциональная безграмотность [2].
Известный российский психолог и лингвист, академик РАО А.А. Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания. Умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, с. 35].
Российский педагог, член-корреспондент РАО Н.Ф. Виноградова пишет: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способность строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию» [4, с. 16-17].
В «Новом словаре методических терминов и понятий» функциональная грамотность рассматривается, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и его максимально быстрое адаптирование и функционирование в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [5, с. 342].
Тем не менее, о существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности.
Как в каждодневной жизни выражается функциональная безграмотность, каким образом она стала трактоваться как явление, представляющая угрозу для социума, каковы причины развития этого процесса? Эксперты разных стран рассматривают это явление по-разному и обращают особое внимание на различных его сторонах. Определения, которыми при этом пользуются, также не схожи: «functional illiteracy» («функциональная неграмотность»), «dyslectic», «dyslexic» («невладеющие словарем, с плохой лексикой»), «semiliterate» («полуграмотные»), «secondary illiteracy» («вторичная неграмотность»), и др. В США в последние годы актуально использовать связанный с этой проблемой термин «family litOracy» — «семейная грамотность», а также термин «at-Risk» - «те, кто относится к группе риска», или «находится в опасности». Но под «опасностью» и «риском» здесь предполагается совсем не то, что обычно мыслиться т.к. этот «риск» связан именно с низким уровнем образования, другими словами, с функциональной безграмотностью. Этот термин внедрился в США после доклада «A nation at risk» («Нация в опасности») [6].
На сегодняшний день определение «функциональная безграмотность» стало рассматриваться более обширно. Данный термин все чаще определятся как уровень неподготовленности человека к выполнению социальных функций. Проявляется неподготовленность не только и не столько недостаточным пониманием прочитанного. Здесь и несформированность речевых навыков: смысл при восприятии чужих слов или теряется, или изменяется. В конечном счете, собственные идей и мысли тоже не могут быть выражены толково. Отсюда выявляется и неспособность воспринять и соответственно применить на практике, например, правила личной безопасности (человек не понимает инструкцию к электроприбору, в свою очередь его может ударить током. Помимо предыдущих проблем, оказывается труднопреодолимым заполнение налоговых квитанций и банковских документов, оплата счетов, онлайн бронирование заказов, в целом, быть потребителем, искателем приключений, пациентом и т.д. все это вызывает чувство тревожности, неполноценности что в итоге человек объявляет себя беспомощным и прибегает к помощи со стороны третьего лица, либо выражает агрессию по отношению к тому, кто требует выполнения тех или иных заданий. На первый взгляд трудность выполнения вышеперечисленного невелика, ведь живем мы в «цифровом веке» и, казалось бы, в один клик мы на «ТЫ» с любым потоком информаций и инструкций. Но надо признать, что отнюдь не все справляются с огромным количеством информаций, а также недостаточная компьютерная грамотность и неумение работать с аналоговыми системами есть тому подтверждение [7]. Функциональная безграмотность не обходит стороной и вопрос о воспитании детей. Многие взрослые люди имеют сложности в выполнении домашнего задания с детьми (трудно объяснить своим детям или самим понять ту или иную задачу, бывают, некомпетентны в разговоре с учителем).
Будучи гражданами независимой страны, которая предоставляет на уровне законодательства обязательное и бесплатное среднее образование, трудно представить функционально безграмотное население. В соответствии с требованиями международного стандарта в современном мировом образовательном пространстве центральная личность учебного процесса определяется как субъект, который обучается, а конечным результатом полученных знаний субъекта является компетентность, которая повышает актуальность формирования «функциональной грамотности» в системе образования. В этой связи формирование компетенций, выражающих готовность и способность действовать на основе полученных знаний, является одним из приоритетных направлений обучения каждого предмета в общеобразовательных школах, как важнейшего звена системы непрерывного образования. В этом контексте функциональная грамотность учащихся формируется через связь знаний, умений и навыков, получаемых из жизни, с содержанием знаний, овладеваемых учащимися в различных областях человеческой работы, производительности труда и социально-экономического развития [8, с. 8]. Однако, всеобщее образование не так общедоступно в некоторых странах. Для миллионов людей – эти слова буквально не имеют никакого значения. Находясь в стороне от глобальных новшеств, они не получают никаких выгод от глобализации и несут все ее издержки.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры провела исследование о последствиях неграмотности в Эквадоре, Доминиканской Республике и штате Сан-Пабло в Бразилии. Факты были очевидны, безграмотность соотносится с высокой безработицей. Безграмотные взрослые в большей степени подвержены заболеваниям, эксплуатации и нарушениям прав человека. Они с большей вероятностью останутся безработными или будут получать небольшую зарплату. Неспособное общество ни читать, ни писать, отстают от полного раскрытия своего потенциала. В свою очередь дети родителей, имеющих базовое образование, с большей вероятностью выживают после достижения 5-летнего возраста. Безграмотность замыкает общины в порочные круги нищеты, которые создают условия для насилия и раздоров. Сорок процентов детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, живут сегодня в странах, затронутых конфликтом [9].
Однако проблемы низкой грамотности или как его еще называют квазиграмотности, проявляются и в лидирующих странах. Проведенные исследования 1997 года в США, показало, что около 47 % опрашиваемых не могли прочитать расписание движения дорожных транспортов, написать письмо в банк, в целом, показали настолько низкую функциональную грамотность, что не сумели анализировать, обобщать и сделать вывод [10, с. 176]. Аналогичное исследование 1999 года в Великобритании, выявило, что 7 миллионов (1 из 5 взрослых) британцев функционально безграмотны [11, с. 2-7].
Из вышесказанного следует что, человек, живущий в условиях постоянно меняющего мира и выходящего за рамки объема информаций (от экономического, например документация до личного, например письмо личного характера), должен, не только владеть простыми навыками читательской и иной грамотности, но и должен быть компетентным в решении тех или иных вопросов. Отсюда, грамотность стала одним из показателей уровня социально-культурного развития человека, владения им обязательным комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих сознательно и адекватно участвовать в социальных процессах.
Можно сделать вывод о том что, обучение функциональной грамотности формируется в начальной школе. И видится необходимым именно в 6-8 лет (промежуток этого времени называют кризисом рождения социального Я ребенка) проводить интенсивные работы по ее формированию. Для исключения функциональной безграмотности не требуется ни дополнительных финансовых вложений, ни отдельных научных разработок. Всё, что требуется – включить обучение функциональной грамотности в каждый урок, будь то чтение, родной язык, или информатика. Овладения соответствующими нормами методики для данной задачи не составит труда любому современному педагогу [12].
В качестве пути решения на ум приходит горькая, но правдивая шутка одесситов Ильфа и Петрова, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, которая не потеряла смысл до настоящих дней. И в качестве спасения выделяется, функциональное чтение, которое выбирается приоритетным средством борьбы с функциональной безграмотностью в силу своей неразрывности с функциональной грамотностью.