Scientific journal
Scientific Review. Fundamental and Applied Research

FUNCTIONAL LITERACY AS ONE OF THE INDICATORS OF THE LEVEL OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF A PERSON

Sametova F.T. 1 Myrzakhanova F.M. 1
1 Kazakh national women's teacher training university
The growing interest in the field of functional literacy has served as a necessary link for many studies, as a result of which "functional literacy" has become a topical topic. This literacy model addresses personal and social needs and plays an important role in deepening our understanding of the spread, consequences, and causes of illiteracy. The article provides definitions of functional literacy, reveals its components. The authors state that functional literacy is the ability of a person to enter into relations with the external environment and its most rapid adaptation and functioning in it. In contrast to elementary literacy as the ability of a person to read, understand, compose short texts and perform simple arithmetic, functional literacy is the level of knowledge, skills and abilities that ensure the normal functioning of the individual in the system of social relations, which is considered to be the minimum necessary for the implementation of the life of the individual in a particular cultural environment. Besides, functional illiteracy is also considered and statistics are provided.
functional literacy
functional illiteracy

Возрастающий интерес к области функциональной грамотности послужил необходимым звеном для многих исследований, в результате которых "функциональная грамотность" стала актуальной темой. Эта модель грамотности учитывает личные и социальные потребности и играет важную роль в углублении нашего понимания распространения, последствий и причин неграмотности.

Прежде чем говорить о функциональной грамотности, считается необходимым обратиться к его первоначальному определению. Понятие функциональной грамотности вошло в науку недавно: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую, правовую, медицинскую, социальную, экологическую, географическую, естественнонаучную, математическую, читательскую грамотность [1].

Согласно энциклопедическому словарю педагога, функциональная грамотность – это степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Это начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность. Противоположным функциональной грамотности выступает функциональная безграмотность [2].

Известный российский психолог и лингвист, академик РАО А.А. Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания. Умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, с. 35].

Российский педагог, член-корреспондент РАО Н.Ф. Виноградова пишет: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

- способность строить социальные отношения;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию» [4, с. 16-17].

В «Новом словаре методических терминов и понятий» функциональная грамотность рассматривается, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и его максимально быстрое адаптирование и функционирование в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [5, с. 342].

Тем не менее, о существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности.

Как в каждодневной жизни выражается функциональная безграмотность, каким образом она стала трактоваться как явление, представляющая угрозу для социума, каковы причины развития этого процесса? Эксперты разных стран рассматривают это явление по-разному и обращают особое внимание на различных его сторонах. Определения, которыми при этом пользуются, также не схожи: «functional illiteracy» («функциональная неграмотность»), «dyslectic», «dyslexic» («невладеющие словарем, с плохой лексикой»), «semiliterate» («полуграмотные»), «secondary illiteracy» («вторичная неграмотность»), и др. В США в последние годы актуально использовать связанный с этой проблемой термин «family litOracy» — «семейная грамотность», а также термин «at-Risk» - «те, кто относится к группе риска», или «находится в опасности». Но под «опасностью» и «риском» здесь предполагается совсем не то, что обычно мыслиться т.к. этот «риск» связан именно с низким уровнем образования, другими словами, с функциональной безграмотностью. Этот термин внедрился в США после доклада «A nation at risk» («Нация в опасности») [6].

На сегодняшний день определение «функциональная безграмотность» стало рассматриваться более обширно. Данный термин все чаще определятся как уровень неподготовленности человека к выполнению социальных функций. Проявляется неподготовленность не только и не столько недостаточным пониманием прочитанного. Здесь и несформированность речевых навыков: смысл при восприятии чужих слов или теряется, или изменяется. В конечном счете, собственные идей и мысли тоже не могут быть выражены толково. Отсюда выявляется и неспособность воспринять и соответственно применить на практике, например, правила личной безопасности (человек не понимает инструкцию к электроприбору, в свою очередь его может ударить током. Помимо предыдущих проблем, оказывается труднопреодолимым заполнение налоговых квитанций и банковских документов, оплата счетов, онлайн бронирование заказов, в целом, быть потребителем, искателем приключений, пациентом и т.д. все это вызывает чувство тревожности, неполноценности что в итоге человек объявляет себя беспомощным и прибегает к помощи со стороны третьего лица, либо выражает агрессию по отношению к тому, кто требует выполнения тех или иных заданий. На первый взгляд трудность выполнения вышеперечисленного невелика, ведь живем мы в «цифровом веке» и, казалось бы, в один клик мы на «ТЫ» с любым потоком информаций и инструкций. Но надо признать, что отнюдь не все справляются с огромным количеством информаций, а также недостаточная компьютерная грамотность и неумение работать с аналоговыми системами есть тому подтверждение [7]. Функциональная безграмотность не обходит стороной и вопрос о воспитании детей. Многие взрослые люди имеют сложности в выполнении домашнего задания с детьми (трудно объяснить своим детям или самим понять ту или иную задачу, бывают, некомпетентны в разговоре с учителем).

Будучи гражданами независимой страны, которая предоставляет на уровне законодательства обязательное и бесплатное среднее образование, трудно представить функционально безграмотное население. В соответствии с требованиями международного стандарта в современном мировом образовательном пространстве центральная личность учебного процесса определяется как субъект, который обучается, а конечным результатом полученных знаний субъекта является компетентность, которая повышает актуальность формирования «функциональной грамотности» в системе образования. В этой связи формирование компетенций, выражающих готовность и способность действовать на основе полученных знаний, является одним из приоритетных направлений обучения каждого предмета в общеобразовательных школах, как важнейшего звена системы непрерывного образования.   В этом контексте функциональная грамотность учащихся формируется через связь знаний, умений и навыков, получаемых из жизни, с содержанием знаний, овладеваемых учащимися в различных областях человеческой работы, производительности труда и социально-экономического развития [8, с. 8]. Однако, всеобщее образование не так общедоступно в некоторых странах. Для миллионов людей – эти слова буквально не имеют никакого значения. Находясь в стороне от глобальных новшеств, они не получают никаких выгод от глобализации и несут все ее издержки.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры провела исследование о последствиях неграмотности в Эквадоре, Доминиканской Республике и штате Сан-Пабло в Бразилии. Факты были очевидны, безграмотность соотносится с высокой безработицей. Безграмотные взрослые в большей степени подвержены заболеваниям, эксплуатации и нарушениям прав человека. Они с большей вероятностью останутся безработными или будут получать небольшую зарплату. Неспособное общество ни читать, ни писать, отстают от полного раскрытия своего потенциала. В свою очередь дети родителей, имеющих базовое образование, с большей вероятностью выживают после достижения 5-летнего возраста. Безграмотность замыкает общины в порочные круги нищеты, которые создают условия для насилия и раздоров. Сорок процентов детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, живут сегодня в странах, затронутых конфликтом [9].

Однако проблемы низкой грамотности или как его еще называют квазиграмотности, проявляются и в лидирующих странах. Проведенные исследования 1997 года в США, показало, что около 47 % опрашиваемых не могли прочитать расписание движения дорожных транспортов, написать письмо в банк, в целом, показали настолько низкую функциональную грамотность, что не сумели анализировать, обобщать и сделать вывод [10, с. 176]. Аналогичное исследование 1999 года в Великобритании, выявило, что 7 миллионов (1 из 5 взрослых) британцев функционально безграмотны [11, с. 2-7].

Из вышесказанного следует что, человек, живущий в условиях постоянно меняющего мира и выходящего за рамки объема информаций (от экономического, например документация до личного, например письмо личного характера), должен, не только владеть простыми навыками читательской и иной грамотности, но и должен быть компетентным в решении тех или иных вопросов. Отсюда, грамотность стала одним из показателей уровня социально-культурного развития человека, владения им обязательным комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих сознательно и адекватно участвовать в социальных процессах.

Можно сделать вывод о том что, обучение функциональной грамотности формируется в начальной школе. И видится необходимым именно в 6-8 лет (промежуток этого времени называют кризисом рождения социального Я ребенка) проводить интенсивные работы по ее формированию. Для исключения функциональной безграмотности не требуется ни дополнительных финансовых вложений, ни отдельных научных разработок. Всё, что требуется – включить обучение функциональной грамотности в каждый урок, будь то чтение, родной язык, или информатика. Овладения соответствующими нормами методики для данной задачи не составит труда любому современному педагогу [12].

В качестве пути решения на ум приходит горькая, но правдивая шутка одесситов Ильфа и Петрова, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, которая не потеряла смысл до настоящих дней. И в качестве спасения выделяется, функциональное чтение, которое выбирается приоритетным средством борьбы с функциональной безграмотностью в силу своей неразрывности с функциональной грамотностью.