Scientific journal
Scientific Review. Fundamental and Applied Research

SCIENTIFIC AND THEORETICAL SIGNIFICANCE OF THE SYSTEM APPROACH IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING.

Kamalov Y.N. 1 Aydarov B.Z. 1
1 M.Auezov South Kazakhstan State University
The most important component of the process of modernization of professional education is the formation of professional mobility of future teachers. On how high will be formed the level of professional mobility of each graduate of the pedagogical University, will depend on its rapid response to the constantly changing conditions of life, the ability to flexibly restructure the content of their activities in relation to the requirements of the labor market. Therefore, there is a need to identify appropriate approaches to predict and obtain the expected results of the study. Formation present of professional mobility of future teachers of vocational training as a motivated, purposeful and conscious process of professional training, reflecting the dynamics of its components and providing predictable changes, professional self-realization and quantitative growth of the transition of subjects from a low level of mobility to a higher one by creating a system of pedagogical means. The scientific community has established that the pedagogical system is inherent in external and internal information. External pedagogical information includes policy and normative documents, curricula and programs, scientific and pedagogical information. Internal pedagogical information-a set of information about the status and results of training, development and education of students, the material and technical base of the educational process
method
mobility
cognition
methodological specificity
self-realization

Ведение

Формирование профессиональной мобильности будущих педагогов является важной составляющей процесса модернизации профессионального образования. Способность быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия жизнедеятельности, а также гибко перестраивать содержание своей деятельности применительно к требованиям рынка труда у каждого выпускника педагогического вуза зависит от того, насколько высоко сформирован уровень профессиональной мобильности.

Поэтому необходимо выявить соответствующие подходы для прогнозирования и получения ожидаемых результатов исследования.

Цель исследования: обосновать значение системного подхода в формировании профессиональной мобильности будущего педагога профессионального обучения

Материалы и методы исследования

Мы представляем процесс формирования профессиональной мобильности будущих педагогов профессионального обучения как мотивированный, целенаправленный и осознанный процесс профессиональной подготовки, отражающий динамику развития её компонентов и обеспечивающий прогнозируемые изменения, профессиональную самореализацию и количественный рост показателей перехода субъектов от низкого уровня мобильности к более высокому с помощью создания системы педагогических средств (на основе использования метода теоретического анализа научных исследований [1].

Мы обратились к выбору соответствующего подхода в поиске методологических оснований с целью реализации идеи формирования профессиональной мобильности будущих педагогов. Анализ состояния вопроса по научным источникам показывает, что указанный подход является широко используемой категорией научной методологии. В методологии педагогики подход применяется для решения теоретических и практических педагогических вопросов, как в педагогических исследованиях [2], так и в образовательной практике (H.H.Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов). Считаем целесообразным решать данную проблему с позиции системного подхода и исходя из целей нашего исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Широко применяется в различных методологических направлениях системный подход к анализу различных научных явлений. Его методологическая специфика определяется настоящим подходом, направляющим исследование на раскрытие целостности сложного объекта и обеспечивающих ее механизмов, а также выявление и сведение различных типов связей в единую теоретическую картину (Афанасьев В.Г. [3].)

В Википедии системный подход определён как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов. В подобной форме трактуется системный подход в словаре-справочнике по педагогике В.А. Мижерикова: - направление методологии, основанное на рассмотрении объектов как систем; в нём исследователь ориентирован на раскрытие целостности объекта, выявление и сведение многообразных типов связей в единую теоретическую картину.

В монографии казахстанского педагога К.А. Дуйсенбаева системный подход рассматривается в качестве точки зрения на любой познаваемый или преобразуемый объект, являющийся целостной системой, объединяющей детали, условия и людей с целью достижения определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.

В рассуждениях психолога Ломова Б.Ф. о системности подчёркивается отсутствие новизны самой идеи применения системного подхода в психологии. Автор называет такой подход общим научным методом для решения теоретических и практических проблем[4].

Согласно краткому анализу становления и развития системного подхода, несмотря на то, что данный подход в психолого-педагогических исследованиях применяется сравнительно недавно, он получил заслуженное признание в научном сообществе. Своим появлением системный подход обязан теории функциональных систем, разработанной П.К. Анохиным. Учёными 70-е годов ХХ века [5] активно обсуждалась необходимость проведения системно-структурных исследований, касающихся педагогических явлений и процессов. Таким образом, системный подход получил своё развитие сначала в педагогике, а затем и в психологии.

В философии образования система интерпретируется как упорядоченная целостность, которая имеет определенную структуру, состоящую из элементов и связей между ними. Это даёт возможность описывать поведение (направленность) такой «системы».

При этом, понятие системы подразумевает все стороны того или иного сложного целостного объекта: включая его строение, состав, способ существования, форму развития. Любой отдельно взятый элемент системы можно представить как отдельную систему, а любую систему как отдельный элемент вышестоящей системы. Иными словами, система является функционирующей структурой, деятельность которой подчинена определенной цели. Структура любого функционирующего объекта, обусловленная выдвигаемыми обществом целями, отражает характер взаимодействия системы с окружающей ее действительностью.

Особенности любой системы состоят из следующих характеристик: целостность (невозможность сведения к сумме свойств составляющих элементов), структурность (описание системы путем установления её структуры), иерархичность (подсистема как часть системы) (П. С. Самородский и В. Д. Симоненко).

Современная наука открывает многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. При введении в научный оборот понятия педагогической системы Н.В. Кузьминой выделено пять структурных составляющих педагогической деятельности: 1) субъект педагогического воздействия; 2) объект педагогического воздействия; 3) предмет их совместной деятельности; 4)цели обучения; 5) средства педагогической коммуникации.

По утверждению Н.В. Кузьминой, указанные компоненты составляют педагогическую систему. Упрощенно говоря, с одной стороны, если убрать какой-либо компонент – система тут же развалится, будет уничтожена. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить иным или совокупностью других составляющих. В-третьих, определение структурных компонентов ещё не означает полное описание характеристик системы. Чтобы задать систему, необходимо не только выявить её элементы, но и определить совокупность связей между ними. Резюмируем: в данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. В этом и заключается центральная научная задача педагогики и педагогической психологии, которая описывает, как именно составляющие системы зависят друг от друга. В настоящее время под педагогической системой в научном сообществе понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. В. П. Беспалько, развивая идеи применения общей теории систем к педагогической деятельности, определил шесть инвариантных элементов (компонентов) педагогической системы: 1) обучающиеся; 2) цели обучения и воспитания; 3) содержание педагогического процесса; 4) собственно процессы обучения и воспитания; 5) педагоги; 6) организационные формы педагогического процесса.

С.П. Беловолова и Р.А. Орлова, выделяя системообразующим фактором, обеспечивающим целостность и функционирование системы, цели, ради достижения которых создается педагогическая система, вслед за мнением многих исследователей считают целесообразным, седьмым компонентом добавить результат функционирования системы. Мы разделяем эту точку зрения.

Научным сообществом установлено: педагогическая система обладает внешней и внутренней информацией. Внешняя педагогическая информация включает директивные и нормативные документы, учебные планы и программы, научно-педагогические сведения. Внутренняя педагогическая информация – это совокупность сведений о состоянии и результатах обучения, развития и воспитания обучающихся, о материально-технической базе учебного процесса и т. д. [6]

Базовыми принципами системного подхода являются:

Целостность – подразумевает внутреннее единство исследуемого объекта и ограниченность, относительную обособленность его от других объектов. Позволяет одновременно рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Предполагает зависимость каждого элемента системы от его места и функций в системе.

Иерархичность строения – имеет множество (не менее двух) элементов, расположенных в системе на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализацию этого принципа иллюстрирует любое подразделение (организация), представляющее собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой, где одна система подчиняется другой.

Структурность – основывается на научном понимании, что любая система состоит из определенного количества элементов (состава) и обладает структурой (строением). А поведение системы обусловлено не столько особенностями ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры. То есть, характером тех связей, которые соединяют элементы и взаимообусловливают их согласованное функционирование в системе не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры и ее внутренней организации[7].

Множественность – ориентирует на основательное и адекватное познание научных явлений через построение множества вариантов различных моделей, каждая из которых показывает лишь определенный аспект системы для представления отдельных элементов и системы в целом.

Сложность – обусловлена включением в систему множества разнокачественных элементов и связей, которые могут быть изменены или даже утрачены без какого-либо заметного изменения свойств и функций системы. Это касается и принципиально значимых, системообразующих элементов, изменение которых может привести к рассогласованию в функционировании и развитии системы, или даже ее разрушению.

Взаимосвязь системы и среды – детерминируется тем, что, с одной стороны, система всегда взаимодействует со средой, формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой. А с другой, среда включает комплекс условий и факторов, определяющих существование системы, обусловливающих режимы ее устойчивого (или неустойчивого) функционирования, развития, связей с другими объектами и системами и пр.

Организованность – направленность на обеспечение внутренней упорядоченности и относительной стабильности отношений и связей между элементами системы.

Выводы

На данном основании под педагогической системой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и форм обучения), характеризующих в общем виде все составляющие прогнозируемой педагогической деятельности в процессе формирования профессиональной мобильности будущих педагогов профессионального обучения.

Методологией педагогики установлено: при исследовании любой педагогической системы, а таковой мы считаем и систему формирования профессиональной мобильности будущих педагогов профессионального обучения, в задачи исследователя входит выявление её компонентов и системообразующих связей. Выявление основных факторов, влияющих на функционирование этой системы. Определение роли и места данной системы в системе других педагогических явлений. Изучение процессов управления, обеспечивающих достижение поставленных целей. Прогнозирование ожидаемых результатов. Именно поэтому, выбирая системный подход, мы считаем, что он позволит интегрировать всю учебно-воспитательную деятельность вуза по различным направлениям в целостную, взаимосвязанную педагогическую систему, направленную на формирование профессиональной мобильности будущего педагога профессионального обучения.

Указанные аргументы свидетельствуют о значимости системного подхода в формировании профессиональной мобильности будущего педагога профессионального обучения, поскольку он ориентирует нас на раскрытие целостности исследуемого объекта и поиск механизмов, обеспечивающих эту целостность. А так же на выявление связей и сведение его элементов в единую систему.

Именно поэтому, выбирая системный подход, мы считаем, что он позволит интегрировать всю учебно-воспитательную деятельность вуза по различным направлениям в целостную, взаимосвязанную педагогическую систему, направленную на формирование профессиональной мобильности будущего педагога профессионального обучения.

Мы полагаем, для структурирования учебного процесса в педагогическом вузе на основе системного подхода необходимо:

- упорядочить его элементы согласно иерархии, обеспечивая установление взаимосвязей между ними в соответствии с целями профессиональной подготовки студентов.

- ориентировать способы структурирования педагогической системы на становление наиболее важных составляющих профессиональной мобильности будущих педагогов профессионального обучения (по Л.В. Горюновой);

- качеств личности, обеспечивающих внутренний механизм развития будущего специалиста;

- его деятельности, детерминированной меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни и процессом преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды;

- структурировать интегративные связи между элементами педагогической системы, определяющими основные функции педагогической системы в совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.