Ведение
Формирование профессиональной мобильности будущих педагогов является важной составляющей процесса модернизации профессионального образования. Способность быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия жизнедеятельности, а также гибко перестраивать содержание своей деятельности применительно к требованиям рынка труда у каждого выпускника педагогического вуза зависит от того, насколько высоко сформирован уровень профессиональной мобильности.
Поэтому необходимо выявить соответствующие подходы для прогнозирования и получения ожидаемых результатов исследования.
Цель исследования: обосновать значение системного подхода в формировании профессиональной мобильности будущего педагога профессионального обучения
Материалы и методы исследования
Мы представляем процесс формирования профессиональной мобильности будущих педагогов профессионального обучения как мотивированный, целенаправленный и осознанный процесс профессиональной подготовки, отражающий динамику развития её компонентов и обеспечивающий прогнозируемые изменения, профессиональную самореализацию и количественный рост показателей перехода субъектов от низкого уровня мобильности к более высокому с помощью создания системы педагогических средств (на основе использования метода теоретического анализа научных исследований [1].
Мы обратились к выбору соответствующего подхода в поиске методологических оснований с целью реализации идеи формирования профессиональной мобильности будущих педагогов. Анализ состояния вопроса по научным источникам показывает, что указанный подход является широко используемой категорией научной методологии. В методологии педагогики подход применяется для решения теоретических и практических педагогических вопросов, как в педагогических исследованиях [2], так и в образовательной практике (H.H.Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов). Считаем целесообразным решать данную проблему с позиции системного подхода и исходя из целей нашего исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Широко применяется в различных методологических направлениях системный подход к анализу различных научных явлений. Его методологическая специфика определяется настоящим подходом, направляющим исследование на раскрытие целостности сложного объекта и обеспечивающих ее механизмов, а также выявление и сведение различных типов связей в единую теоретическую картину (Афанасьев В.Г. [3].)
В Википедии системный подход определён как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов. В подобной форме трактуется системный подход в словаре-справочнике по педагогике В.А. Мижерикова: - направление методологии, основанное на рассмотрении объектов как систем; в нём исследователь ориентирован на раскрытие целостности объекта, выявление и сведение многообразных типов связей в единую теоретическую картину.
В монографии казахстанского педагога К.А. Дуйсенбаева системный подход рассматривается в качестве точки зрения на любой познаваемый или преобразуемый объект, являющийся целостной системой, объединяющей детали, условия и людей с целью достижения определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
В рассуждениях психолога Ломова Б.Ф. о системности подчёркивается отсутствие новизны самой идеи применения системного подхода в психологии. Автор называет такой подход общим научным методом для решения теоретических и практических проблем[4].
Согласно краткому анализу становления и развития системного подхода, несмотря на то, что данный подход в психолого-педагогических исследованиях применяется сравнительно недавно, он получил заслуженное признание в научном сообществе. Своим появлением системный подход обязан теории функциональных систем, разработанной П.К. Анохиным. Учёными 70-е годов ХХ века [5] активно обсуждалась необходимость проведения системно-структурных исследований, касающихся педагогических явлений и процессов. Таким образом, системный подход получил своё развитие сначала в педагогике, а затем и в психологии.
В философии образования система интерпретируется как упорядоченная целостность, которая имеет определенную структуру, состоящую из элементов и связей между ними. Это даёт возможность описывать поведение (направленность) такой «системы».
При этом, понятие системы подразумевает все стороны того или иного сложного целостного объекта: включая его строение, состав, способ существования, форму развития. Любой отдельно взятый элемент системы можно представить как отдельную систему, а любую систему как отдельный элемент вышестоящей системы. Иными словами, система является функционирующей структурой, деятельность которой подчинена определенной цели. Структура любого функционирующего объекта, обусловленная выдвигаемыми обществом целями, отражает характер взаимодействия системы с окружающей ее действительностью.
Особенности любой системы состоят из следующих характеристик: целостность (невозможность сведения к сумме свойств составляющих элементов), структурность (описание системы путем установления её структуры), иерархичность (подсистема как часть системы) (П. С. Самородский и В. Д. Симоненко).
Современная наука открывает многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. При введении в научный оборот понятия педагогической системы Н.В. Кузьминой выделено пять структурных составляющих педагогической деятельности: 1) субъект педагогического воздействия; 2) объект педагогического воздействия; 3) предмет их совместной деятельности; 4)цели обучения; 5) средства педагогической коммуникации.
По утверждению Н.В. Кузьминой, указанные компоненты составляют педагогическую систему. Упрощенно говоря, с одной стороны, если убрать какой-либо компонент – система тут же развалится, будет уничтожена. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить иным или совокупностью других составляющих. В-третьих, определение структурных компонентов ещё не означает полное описание характеристик системы. Чтобы задать систему, необходимо не только выявить её элементы, но и определить совокупность связей между ними. Резюмируем: в данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. В этом и заключается центральная научная задача педагогики и педагогической психологии, которая описывает, как именно составляющие системы зависят друг от друга. В настоящее время под педагогической системой в научном сообществе понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. В. П. Беспалько, развивая идеи применения общей теории систем к педагогической деятельности, определил шесть инвариантных элементов (компонентов) педагогической системы: 1) обучающиеся; 2) цели обучения и воспитания; 3) содержание педагогического процесса; 4) собственно процессы обучения и воспитания; 5) педагоги; 6) организационные формы педагогического процесса.
С.П. Беловолова и Р.А. Орлова, выделяя системообразующим фактором, обеспечивающим целостность и функционирование системы, цели, ради достижения которых создается педагогическая система, вслед за мнением многих исследователей считают целесообразным, седьмым компонентом добавить результат функционирования системы. Мы разделяем эту точку зрения.
Научным сообществом установлено: педагогическая система обладает внешней и внутренней информацией. Внешняя педагогическая информация включает директивные и нормативные документы, учебные планы и программы, научно-педагогические сведения. Внутренняя педагогическая информация – это совокупность сведений о состоянии и результатах обучения, развития и воспитания обучающихся, о материально-технической базе учебного процесса и т. д. [6]
Базовыми принципами системного подхода являются:
Целостность – подразумевает внутреннее единство исследуемого объекта и ограниченность, относительную обособленность его от других объектов. Позволяет одновременно рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Предполагает зависимость каждого элемента системы от его места и функций в системе.
Иерархичность строения – имеет множество (не менее двух) элементов, расположенных в системе на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализацию этого принципа иллюстрирует любое подразделение (организация), представляющее собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой, где одна система подчиняется другой.
Структурность – основывается на научном понимании, что любая система состоит из определенного количества элементов (состава) и обладает структурой (строением). А поведение системы обусловлено не столько особенностями ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры. То есть, характером тех связей, которые соединяют элементы и взаимообусловливают их согласованное функционирование в системе не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры и ее внутренней организации[7].
Множественность – ориентирует на основательное и адекватное познание научных явлений через построение множества вариантов различных моделей, каждая из которых показывает лишь определенный аспект системы для представления отдельных элементов и системы в целом.
Сложность – обусловлена включением в систему множества разнокачественных элементов и связей, которые могут быть изменены или даже утрачены без какого-либо заметного изменения свойств и функций системы. Это касается и принципиально значимых, системообразующих элементов, изменение которых может привести к рассогласованию в функционировании и развитии системы, или даже ее разрушению.
Взаимосвязь системы и среды – детерминируется тем, что, с одной стороны, система всегда взаимодействует со средой, формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой. А с другой, среда включает комплекс условий и факторов, определяющих существование системы, обусловливающих режимы ее устойчивого (или неустойчивого) функционирования, развития, связей с другими объектами и системами и пр.
Организованность – направленность на обеспечение внутренней упорядоченности и относительной стабильности отношений и связей между элементами системы.
Выводы
На данном основании под педагогической системой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и форм обучения), характеризующих в общем виде все составляющие прогнозируемой педагогической деятельности в процессе формирования профессиональной мобильности будущих педагогов профессионального обучения.
Методологией педагогики установлено: при исследовании любой педагогической системы, а таковой мы считаем и систему формирования профессиональной мобильности будущих педагогов профессионального обучения, в задачи исследователя входит выявление её компонентов и системообразующих связей. Выявление основных факторов, влияющих на функционирование этой системы. Определение роли и места данной системы в системе других педагогических явлений. Изучение процессов управления, обеспечивающих достижение поставленных целей. Прогнозирование ожидаемых результатов. Именно поэтому, выбирая системный подход, мы считаем, что он позволит интегрировать всю учебно-воспитательную деятельность вуза по различным направлениям в целостную, взаимосвязанную педагогическую систему, направленную на формирование профессиональной мобильности будущего педагога профессионального обучения.
Указанные аргументы свидетельствуют о значимости системного подхода в формировании профессиональной мобильности будущего педагога профессионального обучения, поскольку он ориентирует нас на раскрытие целостности исследуемого объекта и поиск механизмов, обеспечивающих эту целостность. А так же на выявление связей и сведение его элементов в единую систему.
Именно поэтому, выбирая системный подход, мы считаем, что он позволит интегрировать всю учебно-воспитательную деятельность вуза по различным направлениям в целостную, взаимосвязанную педагогическую систему, направленную на формирование профессиональной мобильности будущего педагога профессионального обучения.
Мы полагаем, для структурирования учебного процесса в педагогическом вузе на основе системного подхода необходимо:
- упорядочить его элементы согласно иерархии, обеспечивая установление взаимосвязей между ними в соответствии с целями профессиональной подготовки студентов.
- ориентировать способы структурирования педагогической системы на становление наиболее важных составляющих профессиональной мобильности будущих педагогов профессионального обучения (по Л.В. Горюновой);
- качеств личности, обеспечивающих внутренний механизм развития будущего специалиста;
- его деятельности, детерминированной меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни и процессом преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды;
- структурировать интегративные связи между элементами педагогической системы, определяющими основные функции педагогической системы в совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.