Мы изучим, каким образом глянцевые журналы влияют на возникновение образа идеальной женщины, какое воздействие они оказывают на идеалы красоты и каким функциями обладают.
Цель исследования заключается в изучении воздействия женских журналов на аудиторию, в соответствии с которым они создают искаженное представление о мире.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников;
- определение особенностей воздействия глянцевых журналов на аудиторию в России;
- выявление основных характеристик воздействия глянца на идентификацию личности и восприятие эталонов женской красоты.
Хорошо известно, что средства массовой информации активно влияют на формирование личности современного человека. Бесспорным остается и тот факт, что цель современных глянцевых журналов — создать гендерные стереотипы и пропагандировать образ жизни, в котором вещи престижного бренда становятся неотъемлемой частью счастливой жизни, символами истинной мужественности или женственности.
Глянцевая героиня — это целеустремленная светская женщина, ведущая активный образ жизни, посещающая развлекательные центры, ночные клубы, казино. Она стремится быть независимой, самодостаточной и успешной, строит свою судьбу собственными руками. [1].
Глянцевый журнал стал феноменом западной массовой культуры, продуктом общества потребления. Первые издания появились в России в начале 1990-х гг. на фоне изменения привычек потребления, а также высокой потребности в информации. Они широко распространились уже в середине 2000-х гг., тогда же нашли и устойчиво заняли свою нишу на российском постреформенном медиарынке. [2]. В начале XXI века они стали связующим звеном между женщинами всей планеты, что является следствием интенсивного развития процесса глобализации в современном мире. [3].
«Глянцевый журнал» - это калькированный перевод английского словосочетания "glossy magazine". В словарях прилагательное "glossy" переводится как «блестящий, гладкий», в разговорном английском есть трактовка - «франтоватый, лоснящийся, лощёный». Таким образом, можно заключить, что значение термина «глянцевый журнал» складывается из двух составляющих. В прямом смысле речь идет об использовании блестящей обложки и глянцевой бумаги. В переносном - имеется в виду лоск, блеск, идеальность жизни, стилеобразующие образы, которые транслируют эти издания. [2]. В России существуют версии международных журналов, например, для женщин (Cosmopolitan) и для мужчин (Maxim), журнал о моде Vogue, научно-популярный журнал «Вокруг света», а также российские версии гламурных журналов, например “Лиза”, “Даша”.
Далее представляем рейтинг глянцевых изданий в России среди пользователей сети Одноклассники, той аудитории, которая застала появление первых журналов:
- Международный женский журнал COSMOPOLITAN - 104 тысячи участников.
- Журнал для настоящих мужчин ESQUIRE - 78 тысяч пользователей.
- Издание для молодых родителей «Лиза. Мой ребенок» - 33 тысячи читателей.
В пятерку лидеров вошли также журналы «Домашний очаг» 31 тыс. участников и «Даша» (23640 человек). [4].
В Медиалогии [5] в то же время представлен другой рейтинг за март 2020 в России:
- Forbes
- Hello!
- Vogue
- Tatler
- GQ
- Профиль
- Cosmopolitan
Понятия «глянцевый журнал» и «гламурный журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как взаимозаменяемые. Глянцевый журнал рассчитан на отдых читающего, поэтому он избегает серьёзных тем, аполитичен и создает иллюзию вечного праздника жизни. Таким образом, у читателя создается иллюзия о собственной «глянцевой» жизни. [6].
Не вызывает сомнения, что сегодня одним из самых действенных инструментов формирования личностной идентичности являются средства массовой информации. Они управляют умами людей и их пристрастиями, транслируя эталоны красоты и нормы поведения, и таким образом внедряя в сознание человека некие социальные критерии поведения и жизненные ценности.
Женский глянец предлагает читательницам путь к «красивой» жизни, состоящей в основном из модной одежды, диет, путешествий, выгодных взаимоотношений с противоположным полом. В них женщины находят образцы для подражания в «звездах», видят красивую одежду, которую всегда мечтали приобрести, и подсознательно хотят относиться к группе людей, способной себе это позволить. Можно сказать, что женские глянцевые журналы устанавливают критерии идентификации. [6]. Таким образом, можно вести речь об идентичности, основания которой транслируются женскими глянцевыми журналами, так как они воздействуют сразу на большую аудиторию и навязывают женщинам одинаковые взгляды, нормы, ценности и представления о красоте.
Исследователи идентичности обращают внимание на такую важную для многих наших современников характеристику, как стремление личности к успеху, к славе. Практически в любом женском глянцевом журнале мы видим фотографии людей с рассказами об их успешной, роскошной и красивой жизни. Вследствие этого страницы глянцевых журналов наполнены красочной рекламой, которая тоже создает «идеальный мир, где все могут испытывать наслаждение, удовлетворение, удовольствие, радость, блаженство. [6]. В мире глянца есть только красота, любовь и удовольствие. Таким образом у человека формируется картина мира в соответствии с предлагаемыми взглядами на мир. Глянцевый журнал преподносит потребителю общепризнанную версию моды, социального, социально-гендерного мира и взаимоотношений в нем.
Товары, услуги, способ проведения досуга, правила поведения, круг чтения - в этом и многом другом проявляется гламурный миф, искажающий реальность. Поэтому столь модными в последнее время становятся передачи по превращению «обыкновенной» барышни в настоящую красавицу. Согласно социологическим исследованиям, представления об идеальной внешней красоте формируют именно глянцевые журналы. Ведь красота сейчас стала неплохой торговой маркой. [6].
Значимость глянцевой периодики заключается в том, что издания распространяют фрагментарное, разрозненное мышление благодаря большому количеству рекламных текстов. Они же задают жизненные ориентиры, оказывая огромное воздействие на общественное и индивидуальное сознание.[7].
В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что современные блеск глянцевых журналов предлагает читателям способы идентификации индивидуумов, которые коррелируют с понятием «прекрасной жизни», где идеалом является успешный и хорошо воспитанный человек, который культивирует ценности общества.
Также мы можем сделать вывод о том, что глянец оказывает значительное воздействие на представление о красоте женщины. В журналах по большей части используют отретушированные фотографии моделей, часто искажающие их настоящую фигуру, цвет волос, зубов и состояние кожи. Ведь, как мы уже выяснили, главная цель таких изданий - пропаганда красивой жизни, беззаботной и успешной.