Введение.
Социальные сети («social network»), по сути, можно назвать феноменом, без которого на данный момент многие люди не представляют свою жизнь. Сам термин «социальная сеть» предложил известный социолог Джеймс Барнс в 1954 г. еще задолго до появления Интернета.
Пожалуй, каждый человек, который хоть в малой степени знаком с интернетом, слышал о таком явлении, как социальная сеть. Главной целью этого феномена было разрушение границ и барьеров между людьми. Ведь в обычной жизни многие, порой, не могут найти общий язык с собеседником или просто завести беседу. И как раз в этот момент социальные сети могут прийти на помощь. На своем аккаунте пользователь размещает о себе ту информацию, которую считает нужной. За счет этого становится более уверенным в общении.
Помимо общения, социальные сети используют и для того, чтобы продвигать различные коммерческие и социальные проекты. В России, по сравнению с другими странами, эта тенденция начала набирать обороты относительно недавно. Например, в Америке уже есть большое количество специалистов, занимающихся соц. сетями.
В России многие успешные компании используют традиционные способы продвижения, но есть и такие, которые идут в ногу со временем и предпочитают инновационные подходы в продвижении продукта. Социальные сети в этом случае выступают одним из основных каналов рекламы, поскольку именно они могут выходить на контакт с потребителем. И даже отдельно взятый пользователь может либо улучшить, либо ухудшить многомиллионные обороты компаний. Но чтобы начать рассматривать более конкретные ситуации, необходимо для начала познакомиться с историей социальных сетей, их классификацией, функциями и т.д., и только после этого понять, нужны ли они вообще в современном мире или стоит от них отказаться.
Цель исследования – выявление общего количества людей, пользующихся социальными сетями, причины их регистрации, количества времени, проводимого в социальных сетях.
Методологической основой исследования послужили анализ, наблюдение, изучение и сравнение литературы, касающейся выбранной темы.
Социальная сеть формируется на основе интернет-сообщества, где происходит объединение людей по какому-либо признаку. Надо понимать, что социальная сеть строится на том же принципе, что и в реальном мире. Но самое главное отличие в том, что в социальной сети не важно географическое расположение пользователей.
Основным фактором объединения людей можно считать те признаки, которые и объединяют людей. Это может быть пол, возраст, финансовое положение, принадлежность к профессии, принадлежность к определенным религиозным убеждениям и т.д. Или же это может быть просто сообщество, созданное на основе общих интересов в той или иной области.
После того как активно начала развиваться система Web 2.0, социальные сети обрели прочную платформу в виде веб-сервиса или портала. Это позволило видеть цепочку промежуточных знакомств с незнакомым человеком.
Как уже отмечалось само понятие «социальная сеть» ввел в обиход Джеймс Барнс в своей работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Именно он с помощью социограмм исследовал взаимосвязь между людьми. Социограмма представляла из себя визуальную диаграмму, где отношения между людьми были соединены линиями, а сами люди были представлены в виде точек.
Пик популярности социальных сетей в России пришелся на 1995 год благодаря американскому порталу Classmates.com. В России аналогом этого портала является сеть «Одноклассники». Данный проект стал определенно чем-то новым для людей, и неудивителен тот успех, который позже спровоцировал появление множества аналогов этого сервиса.
Но кульминация успеха социальных сетей в целом приходится на начало 2000-х годов. В это время были запущены Facebook, MySpace и Linkedln.
В России мода на социальные сети началась в 2006 году, года появились ВКонтакте и Одноклассники. Если Linkedln создавалась для делового общения, то Facebook и MySpace делали акцент на том, чтобы удовлетворить потребность в самовыражении человека.
Популярность социальных сетей с каждым годом увеличивается, и активность становится все больше и больше. Ведь люби регистрируются и становятся активными пользователями. На таких сайтах, как ВКонтакте, Одноклассники есть самые различные способы обмена информацией[1]. Например, размещение фото, общение, личная переписка, участие в форумах и обсуждение в них, комментирование, знакомство с участниками того или иного сообщества, поддержание контакта, возможность распространить информацию через репост (например, оказать незамедлительную помощь тому, кто оказался в тяжёлой ситуации).
Социальные сети выполняют следующие функции:
- информационная. Эта функция подразумевает то, что люди, общаясь в соц. сетях, обмениваются информацией, которая может относиться к элементам персонального характера, (например, личные достижения и успехи, фотографии, личные данные), так и к элементам познавательного, новостного и обучающего характера.
- коммуникационная. Суть этой функции в том, что люди взаимодействуют друг с другом через социальные сети и при этом устанавливают между собой определенный контакт. Это могут быть и дружеские, и деловые, и профессиональные, и личные отношения.
- развлекательная. Тут мы должны понимать, что многие сайты как раз и нацелены полностью на развлечение, снятие стресса у человека или попросту обычное желание расслабиться после тяжелого рабочего дня. Пользователь может посмотреть фильм, послушать любимую музыку, поиграть в виртуальную игру, которая ему интересна. Многие социальные сети как раз располагают такими возможностями.
- идентификационная. Все мы знаем, что в каждой соц. сети есть возможность варьировать свою анонимность. По желанию пользователь может выступать либо под никнеймом, либо под своим реальным именем. Каждый может решить, будет ли его профиль открытым для всех или же информацию смогут видеть только близкие и родные.
- самоактуализирующая. Здесь имеется в виду, что в соц. сетях человек может показывать себя иначе, чем в жизни и демонстрировать те качества своего характера, которые не совпадают в реальной действительности.
- социализурующая. Благодаря общению в социальных сетях у пользователей может создаваться широкий круг общения, позволяющий обмениваться ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями, реализуется желание выделиться из толпы, а также стремление присоединиться к референтной группе, разделить групповые ценности и почувствовать себя защищенным, развивается социальная компетентность. Но есть люди и с ограниченными возможностями; для них социальные сети – это одна из возможностей вести полноценную жизнь.
До этого момента мы все время рассказывали о положительных функциях социальной сети. Но, как и у любого явления, у неё есть и отрицательные стороны. Например, пользователи не всегда подозревают о том, что информацией, которую они выкладывают (фотографии, персональные данные и т.д.) могут заинтересоваться не только близкие и друзья, а абсолютно любой человек. Это могут быть мошенники, которые обманом пытаются получить деньги, и правоохранительные органы, разыскивающие преступников, и даже работодатели, которые пытаются контролировать своих сотрудников. Все эти люди могут использовать личную информацию о человеке против него же самого.
«Онлайновые социальные сети, помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами, в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления, также ареной информационного противоборства. В недалеком будущем они неизбежно станут существенным инструментом информационного влияния, в том числе в целях манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом, а также, наверное, полем информационных войн» [2].
В социальных сетях часто мелькает информация, где люди просят помочь маленьким детям, больным животным. Эта информация очень быстро распространяется с помощью лайков и репостов. Но опять же, мы никак не можем проверить достоверность этой информации, и поэтому не стоит доверять подобным постам, ведь порой они могут оказаться заведомо ложными.
Ещё одной дисфункцией социальной сети можно назвать то, что пользователи часто сталкиваются с такими явлениями, как «флейм» и «троллинг», что также может негативно отразиться на психике.
И последняя дисфункция – это бесполезно потраченное время. С этим сталкивается практически каждый пользователь Сети: просмотр публикаций в Instagram, прокручивание ленты в Вконтакте и Facebook. Человек бессмысленно теряет минуты, которые, возможно, мог бы провести с пользой для себя.
У каждой социальной сети есть свой функционал и свои особенности, которые выделяют их из массы идентичных. Самой популярной и часто посещаемой становится та сеть, которая, как правило, вносит больше инноваций и заинтересовывает пользователя.
В России есть много различных соц. сетей. Сейчас мы приведем список наиболее популярных.
- LiveJournal. Этой сетью пользуются в основном люди среднего возраста. Цель у них не столько самовыражение и желание самоутвердиться, но и живое общение, обмен информацией, попытка донести свои мысли в полном объеме, распространить свои тексты в детальном и максимально полном формате.
- Facebook. Эта соц. сеть является рекордсменом по количеству пользователей в мире. В нашей стране ее используют преимущественно для делового общения. Facebook помогает войти в профессиональную среду, лучше узнать своих коллег, завести полезные связи. Отличительная черта этой социальной сети в том, что она развивается в ногу со временем и делает максимально удобные площадки для своих пользователей[3].
- ВКонтакте. Эта сеть является прямым аналогом сети Facebook. Здесь представлен весь спектр возрастов (начиная от школьников и заканчивая людьми среднего возраста). В этой сети сидят в большей степени прагматичные и продвинутые пользователи. Помимо распространения информации, они используют сеть и для ее получения. Очень широкий медиа-контент. Это и фото, и видео, и аудио. Причём все это имеет достаточно сдержанный формат.
- Мой мир – это прямой аналог ВКонтакте. Эта сеть ориентировано прежде всего на пользователей почты mail.ru.
- Мой круг – социальная сеть, которая предоставляет услуги по поиску работу, подбору персонала и оценок компаний. Основной задачей сети является упрощение поиска работников и работодателей.
- Одноклассники – сеть, которая пользуются наименьшей популярностью у молодых людей. Пользователями этой сети становятся люди среднего и старшего возраста. Если у социальной сети ВКонтакте, общение происходит в основном между незнакомыми пользователями, то в Одноклассниках, наоборот, общаются хорошо знакомые между собой люди. Ведь изначальная цель этой сети была в том, чтобы восстановить общение с давними знакомыми[4].
- Twitter. В этой социальной сети люди обмениваются твитами. Большинство пользователей здесь являются зависимыми от социума. Самая главная цель – это распространить новость, неважно будет ли она нести полезность и реальную ценность. Аудитория этой сети обширна. Однако редко здесь можно встретить человека старше 50 лет. Twitter пользуются в основном молодые люди, которые пытаются быть в курсе всех последних событий[5,6].
- LinkedIn – это практически то же самое, что и «Мой круг». Эту сеть используют преимущественно для деловых контактов, а также для размещения резюме, поиска работы, публикации вакансий, создания групп по интересам. В России эта сеть не особенно популярна.
Для продвижения какого-либо проекта выбор будет различен. Но если рассматривать наше страну, то преимущественно это будет «Facebook» и «ВКонтакте».
Результаты исследования:
- В наше время в России стремительно увеличивается рост аудитории соц. сетей.
- Социальные сети во многом отвечают потребностям молодых людей, ведь преимущество всё-таки их больше.
- Активная аудитория социальной сети около 30% пользователей. Именно у них наблюдается высокий уровень охвата.
- В социальных сетях наблюдается такая тенденция, что пользователи со временем перестают заходить в свои аккаунты, а сеть развивается благодаря новым пользователям. Это довольно шаткое положение, так как возможно это приведёт к тому, что соц. сети станут ресурсом со стареющим населением. Такую закономерность мы можем наблюдать в блогах. В конечно м счете это может привести к увеличению пассивных пользователей и спаду интереса. Эта тенденция сейчас происходит на Западе и, вероятнее всего, будет в России через несколько лет[7,8].
Заключение.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальные сети играют большую роль в социальной сфере общественной жизни, формируют новые структуры взаимодействий. Можно даже сказать, что они образовали новый общественный институт. Развитию соц. сетей способствует взаимодействие социальной среды и образования. Если мы немного обратимся к истории, то поймём, что тот же Twitter или Facebook первоначально создавались для определенной прослойки людей (студентов тли коллег по работе), но уже сегодня они превратились в огромную мировую информационную паутину, которая охватывает людей по всей планете.
Социальные сети прежде всего помогают установить контакт, наладить общение, помочь в самореализации, расширить обмен информацией. Но, говоря о преимуществах, не нужны забывать и о недостатках. Если говорить о количестве пользователей, то оно, бесспорно, растёт. Но вместе с этим возникает и проблема конфиденциальности. Личная жизнь отдельного человека может в любой момент стать предметом обсуждения из-за взлома или хакерства. Ещё одна проблема - это появление двойников. Сейчас довольно часто стали появляться люди, копирующие страницы звёзд и популярных людей. Это достаточно серьезная угроза, так как такой человек может дискредитировать публичную личность или просто обычного человека. «В отношении специализации некоторые сети позиционируют себя как среда для поддержания общения пользователей, другие специализируются на решении разного рода задач обработки знаний – генерация идей, принятие решений и т. д.» [5].
В нашей статье также упоминалось о том, что может возникнуть социальное противоречие. Так, люди, имеющие огромное количество друзей и подписчиков в соц. сети, в жизни могут оказаться одинокими и необщительными. А люди, которые тратят время на виртуальные игры, затягиваются, пытаются быть лучшими среди таких же пользователей как они, получают «титулы» и «привилегии». Но в большинстве случаев в реальной жизни очень раздражительны, невнимательны, так как кроме игр их уже ничего так сильно не интересует. Молодые люди, постоянно проводящие время за игрой, часто испытывают дискомфорт при живом общении и попросту не могут поддержать разговор. «Анонимный мир киберпространства способен стать тем местом, где человек может дать выход своим эмоциям». [3]
Но несмотря на все недостатки, молодое поколение уже не представляет свою жизнь без социальных сетей и виртуального общения, именно поэтому люди не смогут от этого отказаться.
Библиографическая ссылка
Иванько А.Ф., Иванько М.А., Лихтина Е.К. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – № 1. ;URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=77 (дата обращения: 12.10.2024).