Введение .
Правильный выбор профессии школьниками является первым и наиболее значимым шагом на пути карьерного роста. Однако вопрос :как выбрать подходящую профессию школьнику, который еще не успел ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками той или иной сферы деятельности, является очень актуальным.
Настоящая профориентация начинается не там, где учитель рассказывает о различных профессиях, а там, где школьник может своими глазами увидеть трудовой процесс и познакомиться с результатами того или иного труда [1, 2].
Конечно, большую роль в самоопределении ребенка играют родители.
Помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.
Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Они могут оказать большую помощь школе в организации экскурсий, проведении производственной практики на предприятии и ознакомлении учащихся с особенностями различных профессий, организации исследовательской работы учащихся.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям [3].
В связи с внедрением новых образовательных стандартов исследовательская деятельность в школе стала одной из основных форм учебной деятельности школьников. Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности, помогает определиться с выбором профессии. Применение исследовательского метода в обучении способствует расширению знаний и умений в области выбранной специальности.
Совместная работа педагога, детей и родителей по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Проявление заинтересованности родителей исследовательской деятельностью ребенка - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении исследования [4].
Дети часто не знают, где и как работают их папы и мамы. И снова исследовательская деятельность, в которой должны принять непосредственное участие родители, помогает им решить данную проблему, намного больше узнать о своих мамах и папах, а родителям в свою очередь, сделать вывод, что нужно больше рассказывать о себе и о своей работе ребенку [5].
Работая вместе с детьми, родители больше времени проводят с ними. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектно-исследовательской деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, ашей работы их родителями.
Цель нашей работы: определить эффективность исследовательской деятельности как формы организации взаимодействия школы и семьи и провести опыты учеником школы на базе ООО НИИ овощеводства защищенного грунта по сравнительной оценки различных сортов томатов компании Гавриш.
Материалы и методы.
Наше знакомство с родителями нашего ученика началось с разговора учителя биологии с мамой, которая работает научным сотрудником в ООО НИИ овощеводства защищенного грунта, по поводу оказания помощи сыну в проведении исследований. Она с радостью согласилась. Сын помогал маме выполнять ее работу. Он принимал участие в закладке опыта: в посеве семян томатов, пикировке сеянцев, высаживании рассады, в подвязке растений и сборе урожая.
Для проведения исследований были выбраны различные сорта томаты, т.к. высокая продуктивность, широкое распространение, хорошие вкусовые качества и многообразие использования сделали томат одной из самых распространенных культур в нашей стране. Вырастить качественные и вкусные томаты в условиях умеренного климата - настоящее искусство. Более того, выбор имеющихся в продаже сортов этой культуры настолько велик, что в этом разнообразии можно и потеряться. Поэтому ученик нашей школы решил разобраться в многообразии сортов томатов и сравнить несколько сортов томатов агрофирмы «Гавриш» .
Опыт проводился в теплице селекционного центра «Павловская слобода» Истринского района с апреля по сентябрь 2017 года. «Павловская слобода» является опытным хозяйством агрофирмы «Гавриш» . Площадь селекционного центра составляет 2 га. На территории имеется 20 теплиц. Теплицы ангарного типа по 550 кв. м. В почву вносили на 1 кв. м 3-5 кг перегноя, минеральные удобрения: 70 г двойного суперфосфата, 30 г сульфата калия. Исследования проводили с индетерминантными среднеспелыми сортами томатов – Виагра, Монисто шоколадное, Монисто изумрудное, Золушка шоколадная, Баварские колбаски. Все исследуемые сорта имеют плоды коричневого цвета. Томаты выращивали рассадным способом. При выращивании рассады соблюдали рекомендуемые температурный и световой режим , сроки пикировки. Посев рассады проводился 8 апреля 2017 года . В теплицу рассада была высажена 10 мая.
Схема посадки – ленточная двухстрочная. Расстояние между растениями в ряду – 40 см, расстояние между рядами 50 см. Во время вегетации томаты подкармливали несколько раз : до завязывания плодов на первых соцветиях минеральными удобрениями брали в соотношении N:P:K - 1:5:1, при массовом наливе плодов –N:P:К -1:0,8:1, перед созреванием плодов – N:Р:К – 1:0,5:1,7. Подкормки проводили 1 раз в две недели.
Через две недели после высадки рассады растения опрыскивали от фитофторы препаратом Квадрис .Подвязка томатов проводилась шпагатом к шпалере (шпалерная подвязка).
Результаты исследований. В ходе исследований учеником сравнивались индетерминантные сорта томатов по урожайности, по форме плодов, количеству плодов в кисти, срокам созревания, высоте растений ( таблица ).
В результате исследований было установлено, плоды томатов сортов Монисто шоколадное и изумрудное (фото 1, 2) были массой 25-30 г., плоды томата сорта Виагра – 110 г (фото 3), плоды томата сорта Баварские колбаски – 30-35г (фото 4), плоды сорта Золушка шоколадная- 30г(фото 5). Форма плодов томатов сортов Монисто шоколадное и изумрудное - сливки, сорта Виагра - округлый, сорта Баварские колбаски - сливки, сорта Золушка шоколадная – сливки.
Таблица . Характеристика сортов томатов
Сорта |
Высота растений, м |
Срок созревания |
Масса плодов, г |
Форма плодов |
Количество плодов в кисти, шт. |
Урожайность
кг с кв. м |
Монисто шоколадное |
1,8 |
110-120 |
25-30 |
Мини сливки |
25-30 |
12 |
Монисто изумрудное |
1,8 |
110-120 |
25-30 |
Мини сливки |
До 13 |
12-13 |
Виагра |
До 1,7 |
110-112 |
110-115 |
округлые |
5-6 |
13-15 |
Баварские колбаски |
более 2 |
110-120 |
30-35 |
Вытянут. сливки |
10-12 |
11-12,4 |
Золушка шоколадная |
более 2 |
110-112 |
30 |
сливки |
6-8 |
8-12 |
Количество плодов в кисти у томатов сортов Монисто шоколадное было 25-30 шт., сорта Монисто изумрудное было до 13 шт., сорта Виагра – 5-6 шт, сорта Баварские колбаски – 10-12 шт., сорта Золушка шоколадная – 6-8 шт. Томаты сорта Монисто шоколадное отличаются от томатов сорта Монисто изумрудное количеством плодов в кисти и большим количеством кистей.
Все исследуемые сорта были одного срока созревания – 110-120 дней, однако томаты сорта Золушка шоколадная в условиях 2017 года созрели быстрее, чем другие сорта. Более высокорослыми были томаты сортов Баварские колбаски и Золушка шоколадная.
Фото 1. Монисто шоколадное.
Фото 2. Монисто изумрудное.
Фото 3. Виагра.
Фото 4. Баварские колбаски. Фото 5. Золушка шоколадная .
Таким образом, в наших исследованиях сорта томатов Монисто шоколадное, Монисто изумрудное, Виагра, Баварские колбаски и Золушка шоколадная практически не отличались по высоте и срокам созревания. В большей степени сорта отличались по массе плодов, форме плодов, количеству плодов в кисти.
Какова же роль мамы в проведении исследований? Далеко не последняя, она заключалась в мотивационной, информационной, организационной, технической поддержке. В ходе исследований мама помогала найти сыну необходимые для этого средства и способы, знакомила его с новым сортами томатов, технологией выращивания, помогала готовиться к защите презентации. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Самым весомым аргументом в пользу привлечения к исследованиям собственного ребенка было заинтересованность в успешности сына.
Результаты исследований были представлены учеником нашей школы на различных конференциях, так на городской конференции проектных и исследовательских работ он стал призером, на VII Открытом межрегиональном экологическом фестивале «Древо жизни» - лауреатом II степени, XXV Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и на IV Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» - призером и был участником регионального учебно-методического семинара «Проектно-исследовательская деятельность как средство интеллектуального развития школьников». Надеемся, что полученный в результате проведенной работы опыт позволит нашему ученику определиться с выбором будущей профессии.
Заключение. Исследовательская работа, в которую вложен совместный труд школьника, родителей и учителя, усиливает взаимопонимание, взаимоуважение и взаимообогащение, и может стать интересным общим делом. Взрослые выступают активными координаторами, сопровождающими и направляющими гармоничное развитие творческих, самостоятельных и исследовательских умений ребенка. Совместная исследовательская работа помогает сблизится всем участникам исследовательского проекта, работая вместе с детьми, родители лучше понимают их проблемы, способности, восполняют дефицит общения.
Таким образом, совместная исследовательская деятельность играет большую роль в организации сотрудничества семьи и школы. Согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, сопровождается положительными эмоциями и направленно на достижение согласия и желаемого результата в учебном процессе. Полученный в результате проведенной работы опыт позволит нашему ученику определиться с выбором будущей профессии.
Библиографическая ссылка
Блохина Н.А., Леонидова Т.В., Деговцова Т.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ. // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 4. ;URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=42 (дата обращения: 21.11.2024).